Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV Ответ с Севера гласил, что « этот человек из числа йаджудж и маджудж1. Нас и их разъединяет море, так как они живут на другом его берегу. Они подобны скотам, нагие, босые, и открыто совокупляются друг с другом»2. Царь Булгар, видя то зло, что исходило от этого человека, повелел «пове­ сить его на высоком дереве посредством крепкой цепи, пока он не умер. “Если ты хочешь посмотреть на его останки, - предложил мне Повели­ тель, - то я провожу тебя”. Я же ответил: “Клянусь Аллахом, я очень хочу этого”. Мы въехали верхом в большой лес, в котором росли огромные де­ ревья. У одного из них я увидел голову и кости великана. Голова его была подобна большой кадке, а ребра его как большие ветки пальм, и таких же размеров все иные кости. Я изумился этому и удалился”» 3. Надо заметить, что эти великаны подробно описаны в исландской «Саге об Одде Стреле» неизвестного автора, описывающего события IX века. При этом совпадает описание их внешнего вида: «нос его был большой и сгибался вниз надо ртом»4. Показательно, что герои саги по­ падают в эту страну великанов (Risaland) в результате неудачной попыт­ ки ограбить биармийцев (народ вису), когда под воздействием их магиче­ ских чар ураганным ветром корабли норвежцев оказались принесенны­ ми к тем опасным берегам (восточный берег Белого моря). В Древней Руси в многочисленных историях хорошо были известны предания о волотах - расе могучих великанов древности. При этом со­ вершенно очевидна схожесть названий древних богатырей: воевод-вали- тов и великанов Севера - волотов. О том, что великаны-волоты вполне могли принимать участие в вооруженных формированиях правителей древних стран, рассказывает еще один путешественник Востока: «Видел я в Булгаре человека из потомков адитов, рост которого больше семи лок­ тей [три с половиной метра. - Е. М.], и я доставал ему лишь до пояса5. Он был невероятно сильным: поднимал павшую лошадь и легко ломал ее ко- 1 Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), согласно Корану, а также сочинениею Прокогаія Кеса­ рийского «О персидской войне», - дикие народы, которые «Александр Двурогий» (Македонский) запер, воздвигнув огромную стену из бронзы, смолы и серы, «и вырваться они смогут лишь в день Страшного суда». 2 Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана. С. 136. ' Там же. С. 136. 4 Тиандер К.Ф. Поездки норманнов в Белое море. С. 18. Надо отметить, как постепенно уменьшался рост великанов Севера. Если путешественники Востока в 921 году говорили о 12 локтях, то в 1131 году - уже о 7 локтях. Очевидно, что так постепен­ но, по мере укрепления христианства на этих берегах, угасала и « нечистая сила» жизни этих тварей. 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz