Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел IV Ответ с Севера гласил, что « этот человек из числа йаджудж и маджудж1. Нас и их разъединяет море, так как они живут на другом его берегу. Они подобны скотам, нагие, босые, и открыто совокупляются друг с другом»2. Царь Булгар, видя то зло, что исходило от этого человека, повелел «пове сить его на высоком дереве посредством крепкой цепи, пока он не умер. “Если ты хочешь посмотреть на его останки, - предложил мне Повели тель, - то я провожу тебя”. Я же ответил: “Клянусь Аллахом, я очень хочу этого”. Мы въехали верхом в большой лес, в котором росли огромные де ревья. У одного из них я увидел голову и кости великана. Голова его была подобна большой кадке, а ребра его как большие ветки пальм, и таких же размеров все иные кости. Я изумился этому и удалился”» 3. Надо заметить, что эти великаны подробно описаны в исландской «Саге об Одде Стреле» неизвестного автора, описывающего события IX века. При этом совпадает описание их внешнего вида: «нос его был большой и сгибался вниз надо ртом»4. Показательно, что герои саги по падают в эту страну великанов (Risaland) в результате неудачной попыт ки ограбить биармийцев (народ вису), когда под воздействием их магиче ских чар ураганным ветром корабли норвежцев оказались принесенны ми к тем опасным берегам (восточный берег Белого моря). В Древней Руси в многочисленных историях хорошо были известны предания о волотах - расе могучих великанов древности. При этом со вершенно очевидна схожесть названий древних богатырей: воевод-вали- тов и великанов Севера - волотов. О том, что великаны-волоты вполне могли принимать участие в вооруженных формированиях правителей древних стран, рассказывает еще один путешественник Востока: «Видел я в Булгаре человека из потомков адитов, рост которого больше семи лок тей [три с половиной метра. - Е. М.], и я доставал ему лишь до пояса5. Он был невероятно сильным: поднимал павшую лошадь и легко ломал ее ко- 1 Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), согласно Корану, а также сочинениею Прокогаія Кеса рийского «О персидской войне», - дикие народы, которые «Александр Двурогий» (Македонский) запер, воздвигнув огромную стену из бронзы, смолы и серы, «и вырваться они смогут лишь в день Страшного суда». 2 Ковалевский. Книга Ахмеда ибн-Фадлана. С. 136. ' Там же. С. 136. 4 Тиандер К.Ф. Поездки норманнов в Белое море. С. 18. Надо отметить, как постепенно уменьшался рост великанов Севера. Если путешественники Востока в 921 году говорили о 12 локтях, то в 1131 году - уже о 7 локтях. Очевидно, что так постепен но, по мере укрепления христианства на этих берегах, угасала и « нечистая сила» жизни этих тварей. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz