Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Сожжение ведьм. Гравюра Ф.А. Брокгауза по рисунку М.А. Зичи. Журнал «Север», 1884 г. верьям, все те великаны после своей кончины стали морскими духами (демонами)1. Неупокоенные души этих существ являлись лопарям и в XIX и в XX веках, представляя собой повседневный фон их жизни. «Дикий крик раз дался в воздухе, - свидетельствует путешественник, - “Что это?” - “Да не знаю, - отвечает лопарь, - много по ночам голосу разного бывает в тун драх. Кричат. Разные есть. В пахтах каменных там белые, большие явля ются. Без всего ходят, нагишом, но все молча”» 2. Поморские рассказы также не обходят стороной такие свидетельства: «когда строят дома, то находят кости большие - как и нечеловеческие - такие большие кости»3. В финском эпосе «Калевала» исполинский рост древних обитателей страны Похьёлы («темного царства») неоднократно подчеркивается в рунах: 1 Об этом см.: Weinhold К. Die Riesen des germanischen Mythos / / Sitzungsberichte, Wien, D. - XXVI. S. 253-254. 2 Пинегин H. Из записной книжки туриста / / Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. Архангельск. 1910.№ 17.С.30—31. 3 Криничная Н.А. Северные предания. Беломорско-Обонежский регион. Л., 1978.№47. 201
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz