Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года «Волшебные палочки». Такова подпись под этим рисунком О. Магнуса. Автор подчеркивает, что личные рунные жезлы были повседневным предметом всех слоев населения Севера как следствие полноценно воспринятого норвежцами наследия лопар ской и биармийской языческой духовности. И вообще, в те времена счи талось, что магические знания пришли в Европу «с Северным ветром». В 1621 году в крепости Вардехуз состоялся знаменитый суд над ведь мами, которых обвинили в совершенной ими мести в виде наведенной на рыбаков с помощью магии невиданной ранее бури (когда «море и небо стали одним целым и погибло десять судов»). В результате расследова ния подробные признания о своих колдовских действиях дали десять женщин. Все они были казнены через сожжение. Всего в период с 1621 и 1663 годы в Северной Норвегии были осуждены за колдовство сто пятьдесят человек. Среди них были и мужчины (все саамы), но большин ство все же были женщины-норвежки. Одним из сакральных компонентов того древнего языческого мира, как в районе Думбсхава, так и Страны Йотунхейм в целом, были особые могучие существа «йотуны», исполины или великаны Севера. «Братья- викинги ходили в Думбсхав и грабили там великанов. У Рагнара для этого был корабль, называвшийся “Рагнарсслоди”, на котором было сто греб цов ... Ракнар подчинил себе незаселенный Халлугаланд и губил там вели канов. Его брат Валь обитал в Думбсхаве. Эти братья считали, что они унаследовали Бьярмаланд после дяди Харека, брата их матери»1. 1 Глазырина ГВ. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996. С. 87. 199
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz