Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Вид на гору Домен («Лысую гору») на подъезде к г. Вардё Потому и был Иоанн Васильевич столь решителен и беспощаден в ут верждении своей абсолютной царской власти и при этом столь же щепе тилен в вопросе законности ее статуса и обоснованности наследования русскими царями власти «римских кесарей». Этот эпизод становления российской державности особо важен для нас, поскольку он напрямую связан со славными деяниями преподобно го Феодорита, просветителя Кольского, и его Константинопольской миссией1. § 5. Гора Домен и Думбсхав как языческие центры магической духовности Р азбирая сакральные истоки власти князей-конунгов древности, обратимся к месту обитания первых валитов, властителей коре лы - к Думбсхаву (Dumbshaf). Наименование Dumbshaf у древних скан динавов соотносилось со всем побережьем Северного Ледовитого океа на, но непосредственно было связано с названием «D um b» - старой формой нынешнего названия знаменитой горы Домен (Domen), высо той 125 метра и расположенной на самой западной оконечности полуо строва Варангер. Впоследствии, в 1307 году вблизи этой горы была воз двигнута норвежская крепость Вардехуз с церковью (при нынешнем го родке Варде). «D um b» в переводе с норвежского - «лысая». Эта «Лы сая гора» с голой и плоской вершиной, одно из тех особых мест на земле, которые прочно увязываются с владениями «князя тьмы» и его служите лей. Согласно древним преданиям именно у этой горы находится вход в преисподнюю ада. 1 Об этом: Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского: в излож. иеромонаха Митрофана (Баданина). Мурманск, 2006. (Кольский патерик: Книга I). С. 119-126. 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz