Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел I га Н.Н. Харузина «Русские лопари»1. Если сам этнографический труд ученого подвергался критике, то опубликованные в приложении к нему Писцовые книги Алая Михалкова явились уникальными и бесценными источниками наших знаний о поселениях Кольского Севера конца XVI - начала XVII веков. Таким образом, мы видим, что и всплеск подлинного исследователь ского интереса к истории Кольского Севера, и реальное сотрудничество церковных и светских историков ознаменовали собой ренессанс госу дарственного интереса к Кольскому краю во второй половине XIX - на чале XX веков. Однако после революции церковные историки были исключены из научной жизни. Возобновить начатую работу попытались ученые совет ского периода. В 1926 году на Мурмане было организовано общество краеведов, по ставившее задачу продолжить прерванные исследования истории Коль ского края. Одним из организаторов и активных исследователей стал уче ный краевед В.К. Алымов. Но наступил 1937 год, и самым громким на Кольском полуострове оказалось так называемое «саамское дело», или «дело Алымова и К°». Вместе с Алымовым были расстреляны еще пят надцать человек. По этому «саамскому делу» прошел и другой замечательный русский этнограф и знаток нашего края В.В. Чарнолуский. В 1938 году он был аре стован, осужден по 58-й статье и отправлен в Каргопольлаг. Идеологическое давление и политические репрессии на фоне ис ключения церковной и духовной составляющей из истории Кольского края неизбежно привели к стагнации исследовательской мысли и к про фанации истории как науки. Исторической науке СССР в виде догмы был привит ортодоксальный марксизм, и отныне история человечества должна была являть собой лишь «историю борьбы классов»2.А посколь ку у бедных саамов и государства-то никакого не было, то изучение исто рии древнего Кольского края советскому ученому никаких «дивиден дов» не сулило. Кроме того, столь очевидная решающая роль Церкви и церковных подвижников в освоении и просвещении этого края делала такую работу вовсе бесперспективной. 1 Харузин Н.Н. Русские лопари / / Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1890. Приложение № 2. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., М., 1956. Т. 28. С. 424. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz