Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Мудрость Мономаха подтверждается и примером соседних госу дарств. Короли скандинавских стран, так называемые конунги, усвоив себе столь громкий титул, подчас по своему реальному статусу стояли ниже великих князей Руси. «Образ средневекового короля Северной Ев ропы как полновластного господина, перед которым заискивают при дворные, - плод глубокого заблуждения»1. Такая или примерно такая «самодержавная» власть сложилась «во всей Европе того времени, ко роль с трудом поднимается над знатью - господами, практически равны ми ему по рождению, а зачастую и по богатству»2. Власть конунга реаль но могла опираться лишь на силу оружия. На Руси первые попытки укротить гордость удельных князей пред принимали великие князья периода золотоордынского ига, начиная от Ярослава Всеволодовича и особенно при Александре Ярославиче (Нев ском). Именно опора на неодолимую силу Орды и ханский ярлык на ве ликокняжеское правление явились теми рычагами, что позволили Алек сандру Невскому успешно решать многие государственные вопросы, требовавшие сильной единоличной власти. Лишь московские великие князья, начиная с Ивана III, реально смог ли приступить к этому болезненному процессу централизации власти. И если Иван III еще допускал в свой адрес возражения со стороны бояр - «многия поносные и укоризные словеса», то сын его Василий III эту по следнюю боярскую вольность жестко пресек. Хорошо известен хресто матийный факт - попытка весьма уважаемого и родовитого боярина Бер- сеня Беклемишева «по старине» что-то возразить великому князю. Гнев ный окрик и энергичный пинок завершили долгий период боярских вольностей: «Пойди прочь, смерд. Не надобен ми еси!» Свое монаршее достоинство Василий III определил еще в чине венчания на царство: «сам Великий Государь Царь и Великий князь Василей Иванович, всеа Русии самодержец, прося у Вседержителя Бога милости, венчался цар ским венцом и диадимою, по древнему их царскому чину и достоянию»3. 0 том, как активно продолжил этот процесс и насколько радикально вскоре решил проблему боярских прав и претензий на власть Иоанн Гроз- 1 Сванидзе А.А. «Хроника Эрика» (Erikskronikan) и исторические реалии средневековой Швеции / / Хроника Эрика. М., РГГУ С. 145. 2 Там же. С. 153. 3 Белокуров С.А. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. М , 1906. С. 81. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz