Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года Мудрость Мономаха подтверждается и примером соседних госу­ дарств. Короли скандинавских стран, так называемые конунги, усвоив себе столь громкий титул, подчас по своему реальному статусу стояли ниже великих князей Руси. «Образ средневекового короля Северной Ев­ ропы как полновластного господина, перед которым заискивают при­ дворные, - плод глубокого заблуждения»1. Такая или примерно такая «самодержавная» власть сложилась «во всей Европе того времени, ко­ роль с трудом поднимается над знатью - господами, практически равны­ ми ему по рождению, а зачастую и по богатству»2. Власть конунга реаль­ но могла опираться лишь на силу оружия. На Руси первые попытки укротить гордость удельных князей пред­ принимали великие князья периода золотоордынского ига, начиная от Ярослава Всеволодовича и особенно при Александре Ярославиче (Нев­ ском). Именно опора на неодолимую силу Орды и ханский ярлык на ве­ ликокняжеское правление явились теми рычагами, что позволили Алек­ сандру Невскому успешно решать многие государственные вопросы, требовавшие сильной единоличной власти. Лишь московские великие князья, начиная с Ивана III, реально смог­ ли приступить к этому болезненному процессу централизации власти. И если Иван III еще допускал в свой адрес возражения со стороны бояр - «многия поносные и укоризные словеса», то сын его Василий III эту по­ следнюю боярскую вольность жестко пресек. Хорошо известен хресто­ матийный факт - попытка весьма уважаемого и родовитого боярина Бер- сеня Беклемишева «по старине» что-то возразить великому князю. Гнев­ ный окрик и энергичный пинок завершили долгий период боярских вольностей: «Пойди прочь, смерд. Не надобен ми еси!» Свое монаршее достоинство Василий III определил еще в чине венчания на царство: «сам Великий Государь Царь и Великий князь Василей Иванович, всеа Русии самодержец, прося у Вседержителя Бога милости, венчался цар­ ским венцом и диадимою, по древнему их царскому чину и достоянию»3. 0 том, как активно продолжил этот процесс и насколько радикально вскоре решил проблему боярских прав и претензий на власть Иоанн Гроз- 1 Сванидзе А.А. «Хроника Эрика» (Erikskronikan) и исторические реалии средневековой Швеции / / Хроника Эрика. М., РГГУ С. 145. 2 Там же. С. 153. 3 Белокуров С.А. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова. М , 1906. С. 81. 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz