Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Борьба за власть в Лапландии после 1237 года корелу, оставшуюся за Новгородом. Таким образом, народ корелы ока зался «между двух огней». Но экспансия Швеции не прекращалась. Спустя всего два года после возведения крепости Выборг крепостной гарнизон шведов захватил один из центральных поселений новгородской Корелии - городище Корелу, где они попытались заложить еще одну кре пость Кексгольм, но новгородцы отбили поселение и срыли крепость. Вскоре поселение Корела было превращено в мощную русскую крепость - нынешний город Приозерск. Надо отметить, что, даже оставаясь в основной своей массе языче ским, народ корелы оказался чрезвычайно активным помощником Нов городской Руси в ее продвижении на Крайний Север. Карелы стали тем народом, что пришел на Кольский Север вместо изгнанных оттуда биар- мийцев. Именно с появлением корелы на Кольском Севере связаны пер вые сообщения о Лопской земле в норвежских источниках середины XIII века - Исландских анналах. Корелы, как поданные Новгородской Руси, в это время объявились в Лопарской тундре, в той ее части, которая «считалась норвежской», и стали нападать на даныциков короля и биар- мийцев, отбирая собранную с лопарей дань. Как свидетельствует «Сага о Хаконе, сыне Хакона», взаимные грабе жи собранной дани были непрерывными, и «нападали друг на друга управляющие конунга Хакона на севере в Марке и восточные кирьялы, те, что были обязаны данью конунгу Хольмгардов»1. Становилось очевидным, что начался процесс политических и эконо мических перемен на Кольском Севере. «Все норвежские сообщения ясно показывают, что в течение всего XIII и в начале XIV веков господ ствующее положение в Финнмаркене и тем более в собственной Лаплан дии занимали новгородцы и подвластные им карелы»2. § 3. Корельские валиты - военные лидеры тундры К орельские дружины имели строгую систему подчинения. С дав них времен, как минимум с VII века, во главе воинских подраз делений стояли избираемые народом воеводы-атаманы, имевшие особый местный титул «валит». «Валит не есть личное имя - в буквальном 1 Джаксон Т.Н. Александр Невский и Хакон Старый: обмен посольствами / / Князь Александр Невский и его эпоха. Материалы и исследования. СПб., 1995. С. 134. 2 Кааран А. К истории русского Севера. С. 27. 189
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz