Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация Лодка с гребцами на петроглифе из Норвежско­ го местечка Skjeberg провинции 0stfold что, похоже, эти «варязи» и есть исконные «мурмане» вместе с иными аборигенами Кольского Севера и всего Беломорья - терфиннами (лопа­ рями) и биармийцами (чудью заволоцкой). Таким образом, получается, что Мурманский берег Кольского полу­ острова назван вовсе не в честь норвежцев. Известный итальянский ди­ пломат и историк X века Лиутпранд Кремонский утверждает: «Н а севе­ ре соседями Византии являются венгры, печенеги, хазары, руссы, кото­ рых мы зовем другим именем, - норманнами (Rusios, quos nos alio nomine Nordm annos)»1. Здесь можно предположить, что этот этноним восходит к древнеисландскому RoJ)smenn, или RoJ^skarlar, что означает «гребцы, мореходы», со словообразовательной калькой на русском: «поморы», «народы моря». § 9. «Мурмане», «народы моря», «поморы» К огда же была искажена историческая память о русском народе как о исконном народе Крайнего Севера и отдано предпочтение скандинавам? «История о том, что известные по русским летописным источникам мурмане-урманы были норманны и норвежцы, была приду­ мана относительно недавно, не ранее начала XX века. Тождество лето­ писных мурман со словом «нордманд» было предложено известным российским скандинавистом К.Ф. Тиандером. Именно благодаря этому убежденному норманисту был «перекинут мостик» от летописных ур­ ман к мурманам, а затем и к норвежцам»2. 1 Liutprands von Cremona Werke / / Quellen zur Geschichte der saechsischen Kaiserzeit. Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 8. Darmstadt. 1977. 2 ГротЛ.П. Информационная война против России и ее исторические истоки. Лекция вАТУ им. А.С. Пушкина. 15.02.2016 г. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz