Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV Произошедшее в 1419 году «повоевоевание погоста Карельского на Варзиге»1 мурманами Халогаланда, надо полагать, было реализацией давней их обиды и мести корелам за изгнание с насиженных мест. В свою очередь, и воинственный корельский народ не забыл этого жестокого разорения. Правда, ответный шаг «варзугская корела» сделала лишь спустя 25 лет, в 1444 году: «Того же лета ходиша Корела на Мурмане, из­ биша их и повоеваша, и пленивше, и приидоша здорове»2. В этой связи можно утверждать, что все многочисленные походы «на мурмане» и эти взаимные разорения происходили в русле все той же дав­ ней вражды биармийцев (мурман) и корел, идущей из далекого XIII века, после решительных событий 1251 года. Так что, похоже, «мурмане» - это не этноним, не название конкрет­ ного народа, а общий признак тех, кто живет на берегах северных мо­ рей - народов моря. И в этом смысле становится понятным утверждение архангельского историка К.В. Козмина, утверждавшего, что мурмане - это новгородские славяне, мореплаватели Кольского Севера, или помо­ ры: «С того времени, как западный берег Биармии именуется Мурман­ ским, он был в обладании Мурман, а именно новгородских славян... В XI столетии заглохло в Европе имя Норманов, то есть Новгородских Мурманов, но до XV века сохранилась об них отчетливая память»3. «Кольский острог выстроен двинянами в XII столетии для покрови­ тельства беломорским тресколовам и содержания восточных лопарей в покорности [речь идет, конечно же, о биармийцах. - Е. М.]. Следователь­ но, ина берегахВарангерского залива были первыеубежищаМурманов»4. Тогда становится понятным, какова была история загадочной культу­ ры «морских охотников», с глубокой древности существовавшей на бе­ регах Белого моря, оставившей яркие свидетельства развитого морепла­ вания в своих наскальных рисунках и якобы внезапно пропавшей. Полу­ чается, что «мурмане» не пропали, а смешались с новгородцами и ины­ ми племенами и народностями Руси, с того исторического момента, когда «Варязи Русь», призванные послами, пришли, согласно летописи, не только «со родами своими», но « и пояша по собе всю Русь». Так 1 «Современная река Варзуга на всех картах XVI века пишется Варзига (Varziga). Это старинная русская форма названия встречается и в первой Новгородской летописи». Вальдман. Кольский полуостров на картахXVI в. С. 143. 2 Новгородская Первая летопись старшего и младшего извода. М.-Л., 1950. С. 424. 3 Козмин. Варангерское море. С. 3. 4 Тамже. С. 4. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz