Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация амов, которые объясняют слово «мурман» как «морская земля» и «мор ­ ской человек»»1. То есть, по сути, «мурманы» - это «народы моря», что в дальнейшем трансформировалось в русский этноним «поморы». Само слово в новом произношении - «мурмане» - впервые появля­ ется в летописи 1240 года: «Лето 6748 (1240 г.) придоша Свей в силе ве- лице, и Мурмане, и Сумь, и Емь в кораблях множество много зело»2. И опять же, события эти разворачиваются не на Крайнем Севере, а на Балтике, в устье реки Невы. Тем не менее, упомянутых мурман неизменно стали признавать за норвежцев. Если проанализировать ситуацию в Нор­ вегии, то норвежцам в это время было вовсе не до походов. (Об этом под­ робно см. в главе V, § 2. «Ответные шаги князя Александра на Крайнем Севере»). На наш взгляд, в данном случае под мурманами следует пони­ мать так называемых «приморских финнов», уже упомянутых нами под именем биармийцев (чуди). В указанной V главе мы расскажем о жесто­ ком ответном походе, вскоре предпринятом Александром Невским в би- армийские пределы. Что касается приведенного нами термина «примор­ ские финны», то он научно обоснован и восходит к первым руническим грамотам, известным минимум с IX века и определяющим границы земель Кольского Севера, там, где «Государь Руссов собирает дань».3 Обратим внимание, что «Мурманская земля», упоминаемая в 1339 году в Новгородской Первой летописи, также расположена на юге скандинавского морского побережья: «...послаша новгородци Кузьму Твердиславля и Олександра Борисовича с други, за Море к Свинскому князю посольством; и поехаша его в Мурманьской земли, в городе Лю- довли и докончаша мир по старым грамотам»4. То есть новгородцы, от­ правляя послов к шведам для переговоров о мире, нашли шведского ко­ роля («Свинского князя») в Мурманской земле, «в городе Людовли». Этот город, как полагают, нынешний порт Лёдёсе (швед. Lodose)5, один 1 Из записей видного этнографа Н.Н. Харузина. Бернштам ТА. Поморы: Формирование группы и система хозяйства. Л., 1978. С. 71 -72. 2 «В лето 6748 [1240]». Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / / ПСРЛ.М.-Л., 1950.Т. З.Л. 126. 3 Biorner, EricJulius. Cogitationes critico philologies de orthographia lingu® svio gothics tarn runica quam vulgari... Stockholmiae typis Laurentii Salvii, 1742. P. 60. (Перевод: Бутков П.Г. Три древних договора. С. 528-529). 4 «В лето 6847 [1339]». НПЛ младшего извода. С. 350; Софийская первая. С. 221. 5 Отождествление Людовли с г. Або (Турку) несостоятельно. В этой летописи несколькими годами ранее упоминается г.Людерев, который действительно уверенно отождествляется с Або. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz