Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел IV Финский народ емь (тавасты) хорошо помнил методы, которыми Швеция приводила их в католичество. В г. Хямеэн- линна, историческом центре Тавастии, сохранилась старинная картина неизвестно­ го автора, где Ярл Биргер изображен с плетью для бичевания (flagrum). На заднем плане картины послушные прихожане поют молитвы вместе с католическим пастором. Рис. из книги «Финляндия сквозь века», С. Цеттерберг, Аллан Тиитта, 1992 и позволяли жить, а тех язычников, которые этого не хотели, предавали смерти»1. Такой кровавый подход к столь высокогуманной задаче христианско­ го просвещения был возведен в ранг особой доблести католика. На стене Тавагустского замка Биргер повелел высечь фигуру воина-миссионера « с бичом в руке и с орудиями пытки вокруг»2. Ответную реакцию народа емь (тавастов) на эту «проповедь» сохра­ нили послания Папы Римского Григория IX епископу Упсальскому 1237 года: «Эти язычники крещеных детей приносят в жертву идолам, взрослых также приносят в жертву, гоняя их до смерти вокруг священ­ ных деревьев, христианское духовенство ослепляют и всячески увечат»3. Эта ситуация диаметрально противоположна самой сути миссионер­ ства Православной Церкви на нашем Севере. Вспомним знаменитые сло­ ва историка, посвященные преподобному Феодориту, просветителю Кольскому: «Н е убоялся он пустынь снежных; проник во глубину мрач­ ных, хладных лесов и возвестилХриста Спасителя, просветив Божествен­ ною верою без насилия, без злодейств, употребленных другими ревните­ 1 Цит. по: Шасколъский. Борьба Руси против крестоносной агрессии. С. 36. 2 Ордин К. Покорение Финляндии. С. 24. ' « ... illorum qui Tauesti dicuntur». Sverges traktater, I. Stockholm, 1 877. S. 1 80. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz