Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация Замок Хяме (Hameenlinna). Акварель 1820-х гг. Худ. А.П. Теслева Завершая наш краткий обзор принципов шведского «просвещения» малых народов Севера, стоит еще раз подчеркнуть принципиальную разницу подхода к крещению языческих народов, которая всегда сохра нялась между миссиями Византии и Рима. Если новгородский Владыка Макарий, наставляя своих миссионеров перед походом в Лапландию, особо подчеркивает принцип добровольности: «крестили бы их, кото рые похотят. А нехотящих не нудити»1, то скандинавские историки, на оборот, бравируют неизменной жестокостью католических «миссионе ров» . «Биргер ярл [наместник конунга (dp.-CKand.jarl). - Е. М .] повелел крестить всех язычников, но при том вместо снисхождения и ласково сти употреблял наказания и строгость, бывшие всегда едиными сред ствами, какие и Рим употреблял для обращения человечества на Севере в христианскую веру. И дабы навсегда обуздать сей народ, Биргер по строил замок Тавастегуский»2. Столь же откровенно повествуется об этом и в «Хронике Эрика»: «Всякому, кто подчинялся им, становился христианином и принимал крещение, они оставляли жизнь и его добро 1 РГБ. Собр. Большакова Т.Ф. № 333. Л. 122 об. 2 Далин О. История Шведского государства. С. 265. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz