Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация вожделенная и заманчивая страна, как бы перестает существовать и все отношения со столь богатым краем прерываются. Причины этих пере­ мен непосредственным образом связаны с нашествием Золотой орды и со славными деяниями благоверного князя Александра Невского, чего мы коснемся позже. § 5. Сумь. Первый Крестовый поход Н овые религиозные веяния, идущие от католического Рима и ка­ сающиеся активизации процесса мировой христианизации пу­ тем организации Крестовых походов, в полной мере восприняли и скан­ динавские страны. Однако если норвежские конунги усвоили идею хри­ стианского миссионерства путем соединения ее с образом действий и методами предшествующей эпохи викингов, то есть в виде масштабных разбойных морских походов в дальние иноземные страны, то шведские короли сосредоточились на «крещении» ближайших народов соседних территорий. Если крестовый поход, предпринятый норвежским королем Сигур- дом I в 1107-1110 годах, охватив всю Европу, прежде всего принес славу и несметные богатства, так что «все говорили, что не бывало более слав­ ного похода из Норвегии, чем это т»1, то Швеция сосредоточилась на прямом захвате близлежащих финских и новгородских земель. Норвегия жила в прежнем духе героических саг, а в Швеции заговорили имперские амбиции. Первым народом, стоявшим на пути шведского владычества в Фин­ ляндии, был народ сумь, сумяне (Suomi). С них в 1157 году и начался пер­ вый Крестовый поход шведов в Финляндию под руководством короля Швеции Эрика IV Святого. Как и большинство язычников Севера, сумь была достаточно веро­ терпима, однако жестокие католические покушения на свои древние свя­ тыни восприняла очень остро. Энергичный миссионер епископ Генрих (Хенрик), в 1158 году прибывший из Англии и шествовавший по стопам королевских завоеваний края, после отбытия короля и шведской армии остался в Финляндии, возводя церкви, а также крестя и уча народ. Одна­ ко вскоре Генрих Упсальский был убит, эта же участь постигла и еще двух епископов. Стоявший за этой идеологией крестоносных жестокостей 1 Снорри Стурлусон. Крут Земной. Пер. М.И. Стеблин-Каменского. М , Наука, 1980. С. 487. 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz