Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел IV Песцовая охота. «Historia de gentibus...», О. Magnus, 1555 предприятия: «на север, в Биармию для сбора меховых товаров»1. Такая формулировка («н а Север, в Биармию») характерна для многих саг того времени. И будет странным, если, собираясь идти на север, норвежцы по падали на юг, к Двине, в чем упорствуют некоторые исследователи. Коль ский полуостров более соответствует понятию «на север». Но торговый путь в Биармию был налажен и в обратном направле нии - с юга на север: «много купцов [из Булгарии], которые отправляют ся в страну, называемую Вису, и привозят оттуда соболей и черных лисиц»2. О налаженности этих контактов в начале XII века свидетель ствуют и иные арабские источники: «есть область, до которой от Булга ра месяц пути, и называют ее Вису... День там летом 22 часа. И от них идут чрезвычайно хорошие шкурки бобров»3. О том, что было, в свою очередь, наиболее востребованным товаром на Севере, мы узнаем из продолжения этого рассказа: «мечи, которые привозят из стран ислама в Булгар, приносят большую прибыль. Булгар- цы везут их в Вису, где водятся хорошие бобры. Жители Вису возят мечи в Йуру [Югра - территория междурекой Печорой и Уральскими горами. - 1 Кузнецов С.К. К вопросу о Биармии. С. 32. 2 Ковалевский. КнигаАхмеда ибн-Фадлана. С. 138. 3 ПутешествиеАбуХамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.) / Под ред. О.Г. Большакова и А.Л. Монгайта. М, 1971. С. 31-32. (Далее: Путешествие Абу Хамида). 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz