Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 1. Малые народы Крайнего Севера и их христианизация ность «весь» вообще исчезла без следа: «Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян»1. Однако в начале XIX века поиском остатков легендарной чуди занял ся академик А.М. Шегрен (Sjogren). Результатом его работы стало «о т крытие» уцелевших остатков некогда великого народа весь в четырех компактных районах его проживания на территории России: «около Белоозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры»2. В настоящее время, как отмечают специалисты, уцелели в основном топонимические воспоминания об этом некогда многочисленном народе в ряде географических названий. Незначительные очаги представителей этой народности сохранились сейчас в основном в Прионежском районе Карелии. Общая его численность в РСФСР порядка пяти тысяч человек. За рубежом наиболее значительное присутствие веси можно найти в современных поселениях на севере Норвегии, в районе Тромсе, куда они были оттеснены карелами в середине XIII века. Та часть финно-угорских народов из «чуди заволоцкой», что оказа лась в непосредственном контакте с новгородскими поселениями в райо не устья Двины и Беломорского побережья, довольно скоро ассимили ровалась. «Чудской народ покорен и святым Крещением просвещен в одиннадцатом столетии, новгородцами, которые в самом конце десято го столетия христианскую веру восприняли»3. Исследователи XIX века уверенно говорят о значительном влиянии, которое оказали на населе ние Архангельской губернии «наследственные черты финского (чудско го) происхождения»4. Эти места были освоены русскими в ХІ-ХІІІ веках, и потому среди так называемой «чуди белоглазой» христианство распространялось 1 Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1989. Кн. 1. Том. 1. С. 98. 2 ШегренА.М. Путешествие доктора Шегрена для исследования обитающих в России народов финского племени / / Исторический, статистический и географический журнал. М , 1829. Ч. 4. Кн. 2. С. 194. 3 Грамота Великоновгородского Архиепископа Иоанна, даннаяАрхангельскому игуменуЛуке, которая хранилась в библиотеке Архангельского монастыря. Цит. по: Молчанов К. Описание Архан гельской губернии, ея городов и достопримечательностей со многими древними историческими известиями и знамениями. СПб, 1813. С. 51. Примеч. (Далее: Молчанов. Описание Архангельской губернии). 4 «В отдельных личностях и даже семействах следы чудской крови выражаются очень заметно - это скудная растительность на лице; в духовно-нравственном отношении это по большей части люди не миролюбивые, спорливые, упрямые и первые крикуны на сходах». Древнерусский приход и его пережитки в церковно-общественной жизни Архангельской епархии / / Архангельские епархиальные ведомости. 1916. № 13. С. 284. 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz