Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III нимать их под государственную защиту от царивших там беззакония и власти силы. Так что до появления московских государей проблемой крещения народа саами (лопарей или финнов) никто, ни от славянского Востока, ни от скандинавского Запада, заниматься не хотел. Князья и ко нунги «справедливо» полагали, что христианизация аборигенов Севера и приведение их в подданство станет препятствием для дальнейшей же сточайшей их эксплуатации, и будет как-то неловко «драть три шкуры» (в прямом и переносном смысле) с собратьев по вере. Можно, однако же, вспомнить факт из летописного известия за 1193 год, когда новгородская рать в количестве 300 человек во главе с во еводой Ядреем отправилась в Югру, и среди рати был поп Иван Легеной. Это летописное упоминание пытаются истолковать как свидетельство наличия у новгородской рати миссионерских задач. «Это замечательное известие показывает, что новгородцы вместе с воеводою посылали свя щенника, может быть, для того, чтобы избрать место для построения церквей в завоеванных землях»1. Звучит это не слишком убедительно, если проанализировать сам жестокий дух летописных сообщений о по ходах новгородских шаек «ушкуйников», добровольцев, «холопов-сбо- ев», детей боярских и прочих удалых людей. Реальные и плодотворные перемены в деле просвещения наступят лишь с окончанием Новгородского владычества в Северном крае. Ста новление Великого княжества Московского и конкретные повеления царя Василия III откроют новый этап истории края, начнется целена правленная работа по просвещению лопарей, равно как и иных малых на родностей Крайнего Севера. И надо отметить эту, никогда не прекра щавшуюся в дальнейшем, неизменную заботу Государей российских об этом малом северном народце. В целом, как отмечают историки, « с падением Новгорода началось в Двинском крае, бывшем Заволочье, более прочное устройство как в гражданском, так и в церковном отношениях. Орудием этой новой ко лонизации стала не грубая сила, а проповедь евангельская, которая мало- помалу сумела сплотить разрозненные враждою племена и указать спо собы с помощью труда побеждать суровую северную природу»2. 1 Беляев И.Д. О географических сведениях в древней России / / Записки Императорского рус ского географического общества. СПб., Rh. VI. 1852 С. 10-11. 2 Огородников С.Ф. Очерк истории г. Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб, 1890. С. 16.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz