Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Введение. Кольский Север как объект изучения Феодорите священномученике»1 (охватывающий период начала XV - второй половины XVI веков), а также единственная сохранившаяся пис цовая книга Алая Михалкова, отразившая ситуацию на Кольском Севере конца XVI - начала XVII веков. Особую скорбь специалистов, изучающих средневековую историю Кольского Севера, вызывает тот факт, что два ценнейших исторических источника утрачены - и, видимо, безвозвратно. Первый - это написанные в XVI веке преподобным Феодоритом Кольским труд «История Карелии и Лапландии, а также рукопись, где изложил он им самим испытанное и проч.»2. Второй - описание жизни Трифона Печенгского, которое, на писанное «самовидцами» сразу после его кончины, оказалось «сожжено ипогибе» при разорении обители в 1589 годуй в дальнейшем сохранялось лишь в «малых книжицах и писаниях кратких»3. Первый документ, по- видимому, сгорел вместе с библиотекой Кандалакшского монастыря при его разорении финнами в 1589 году. Второй, скорее всего, был истребован в конце XVII века из Кольско-Печенгского монастыря архиепископом Афанасием (Любимовым) Холмогорским и Важским для написания ново го жития прп. Трифона Печенгского. Если эта рукопись и была возвраще на, то, скорее всего, сгорела вместе с Воскресенским собором г. Колы в по жаре при обстреле английским корветом «Миранда» в 1854 году. Что же касается более раннего периода в жизни Кольского Севера, то определенную опосредованную информацию о событиях ІХ-ХІІІ веков мы можем почерпнуть в древних норвежских хрониках, скальдических песнях и сагах, - но опять же, информация эта весьма локальна и во мно гом специфична4. Если не касаться собственно истории северной христианизации, то весьма важным источником наших знаний о древнем Кольском Севере 1 Курбский А. История о великом князе Московском. О преподобном Феодорите священно мученике / / ПЛДР. М , 1986. С. 324-354. 2 «Сообщение о земле Лопи» Симона Ван Салингена, XVI век. Филиппов А. М. Голландец Салинген в России в XVI веке / / Литературный вестник. СПб., 1902. Т. 4. Кн. 6. С. 123. (Далее: Филиппов А.М. Голландец Салинген в России). 3 Житие преподобного Трифона Печенгского, просветителя лопарей. РНБ, Соловецкое соб рание, № 188.53 л. 4 «Как памятники истории они требуют чрезвычайно осторожного подхода и вызывают у современных исследователей сильнейший, и во многом оправданный, скептицизм». Гуревич А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье: Проблемы социального строя и культуры. М., Наука, 1977. С. 67. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz