Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу Иконописное изображение древнего Новгорода на Знаменской иконе конца XVII века ские князья воспринимали Новгород, а не Русь, как некое самостоятель­ ное государство: «1178 г. Прислаша новгородцы мужей своих ко Мьстис- лаву Ростиславичу, зовучи его к Новгороду Великому. Он же нехотяше ити из Русской земли ... Хотя страдати за отчину, хотя исполни™ отече- ствие свое. Мужи свои рекуче ему: брате, аще зовут тя с честью, иди. Он же рекучи: А тамо ци не наша отцина» *. Аналогичная формулировка в 1149 году звучала и из уст киевского князя Изяслава, когда он прибыл в Новгород «и повелел звонити вече, и снидошася вси Новгородци на вече и Псковичи, и рече к ним Изяслав: “Се, братие, аз пришел есмь сюда ради ваших обид, оставя Русскую землю...”» 2. То же самое восприятие «киевских руссов» существовало и на иной территории Руси. Так, «в представлении суздальцев киевский князь, воз­ вращавшийся из похода в Ростово-Суздальскую землю к себе в Киев, едет 1 Русские юридические древности. СПб, 1896. Т. II. С. 345. 2 Из Воскресенской летописи, с. 45. Цит. по: Кочкуркина С.И., Спиридонов А. М., Джаксон Т.Н. Письменные известия о карелах (Х-ХѴІ вв.) Петрозаводск, 1996. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz