Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел III ся в Новгород и стать там княжить, одновременно с этим продолжая ак­ тивно участвовать в исторических событиях на стыке Дании, Саксонии и западнославянских земель лютичей и ободритов»1. Да и те, кто по- прежнему отождествляет Рюрика и Рорика, признают: «по-видимому, на Руси он бывал эпизодически и только последние годы провел здесь почти полностью»2. Что же говорит сама летопись? Пришли «варяги-Русь» из среды ва­ ряжских народов, то есть тех, кои промышляют наемничеством. Други­ ми словами, «варяги» - это не национальность, а профессия, образ жиз­ ни. Среди этих воинственных народов были и Русь: «Те варяги называ­ лись русью». «Друзии зовутся Свие [шведы], друзии же Урмане [мурма­ не, норвежцы], Англяне [возможно, англы - германцы с полуострова Ютландия], друзии Гте [готы - готландцы, или даны]». То есть «П о ­ весть» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни урманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем. Как свидетельствует текст, призывать на княжение варягов славян­ ские северные племена «пошли за море» - которое традиционно пола­ гается Варяжским (Балтийским) морем. Хотя это море, где жили «варяги- Русь», могло быть и Белым морем или Гандвиком, мог это быть и Залив Варангов (Варангер-фьорд) на нынешнем севере Норвегии. Так или иначе, важно подчеркнуть, что «поискать себе князя, кото­ рый бы владел нами» народы ходили в те края, куда недавно этих князей и прогнали. Летописец пишет: «изгнали варягов за море, и не дали им дани». Но без крепкой властной руки, без «наряда»3, все перессори­ лись: «и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усо­ бица, и стали воевать друг с другом». Другими словами, позвали назад, вернули на Русь княжить своих же князей - варягов Руси. Как мы уже подчеркивали, это были профессио­ нальные северные воины, князья и конунги со своими дружинами. Буду­ чи изгнанными из комфортных и сытных городов, лишенные заработка, они возвращались на морские побережья Севера Европы, продолжая 1 Патрикеев А.В. Три истока Руси. Русь Беломорская через призму эпоса и топонимики. 2013. http://ukhtoma.ru/historyl3.htm. 2 Азбелее С.Н. О Рюрике и Гостомысле / / Новгородский исторический сборник. СПб, 2005. Вып. 10. С. 11. 3 «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». «Наряд» (ст.-слав.) - распоряжение, установление порядка. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz