Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу и достойного места княжения. Так, например, в IX веке князь Владимир, будучи сыном князя Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги), имел весьма слабые шансы на княжескую власть. Тем не менее, малолетний бастард1 все же получил свое княжение, правда, в далеком Новгороде, куда никто из «законных» сыновей Святослава ехать не хо тел. Малая привлекательность новгородского княжения была обусловле на как его отдаленностью от цветущих земель юга, так и обостренной «независимостью» новгородского купечества, которая жестко ограни чивала власть и привилегии призываемого князя. Именно со времен правления князя Владимира, с IX века, появляются известные нам тексты рунических грамот - первые договоры о владени ях «короля Норвегии и государя Руссов» (Kunuggr af Norrik et Ruska Kununkr). В этих документах земли Великой Лапландии, Финнмарка (в норвежском понимании) или Колапермь (в русском), назывались «пу стынные Мархия» (outha Merkum). Слово же «Марх» значит предел, граница (Гарткнох, стр. 81 )» 2. Впоследствии это понятие оформилось в слово «маркен», «марк» и использовалось в названиях земель: Финн- марк, Лаппмарк. Но еще в конце XVIII века можно было застать отголо ски и прочитать в названии исследования: «Новые и достоверные изве стия о лапландцах в Финмархии»3. С началом процесса крещения Руси князь Владимир не забыл свою первую вотчину. Великий Новгород «уже с конца X века имел своих епископов»4. В 1030 году именно в Новгороде был облечен святитель ским саном первый природный русский архиерей Лука (Жидята). Мона шеская жизнь особо активно процветала в орбите Новгородского княже ства. На рубеже Х-ХІ веков уже появляется знаменитый Десятинный монастырь, а к середине XII века в Новгородской епархии действует уже два десятка монастырей. Житие преподобного Авраамия Ростовского приводит его свидетельство: «Обошед и соглядав места довольно, при- 1 Бастарды - в Западной Европе в Средние века - внебрачные дети владетельной особы (коро ля, герцога и т. д.). На Руси в Средние века внебрачные дети назывались байстрюками. Вдореволюци онной России также употреблялось понятие «незаконнорожденный». 2 Бутков П. Три древних договора / / Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб, 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 528-529. (Далее: Бутков П. Три древних договора). 3 Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе. Перевод с датского профессором лапландского языка Кнуд- Лемса. М , 1792. 4 Ордин К. Покорение Финляндии. С. 15. 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz