Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу и достойного места княжения. Так, например, в IX веке князь Владимир, будучи сыном князя Святослава и рабыни Малуши (ключницы княгини Ольги), имел весьма слабые шансы на княжескую власть. Тем не менее, малолетний бастард1 все же получил свое княжение, правда, в далеком Новгороде, куда никто из «законных» сыновей Святослава ехать не хо­ тел. Малая привлекательность новгородского княжения была обусловле­ на как его отдаленностью от цветущих земель юга, так и обостренной «независимостью» новгородского купечества, которая жестко ограни­ чивала власть и привилегии призываемого князя. Именно со времен правления князя Владимира, с IX века, появляются известные нам тексты рунических грамот - первые договоры о владени­ ях «короля Норвегии и государя Руссов» (Kunuggr af Norrik et Ruska Kununkr). В этих документах земли Великой Лапландии, Финнмарка (в норвежском понимании) или Колапермь (в русском), назывались «пу­ стынные Мархия» (outha Merkum). Слово же «Марх» значит предел, граница (Гарткнох, стр. 81 )» 2. Впоследствии это понятие оформилось в слово «маркен», «марк» и использовалось в названиях земель: Финн- марк, Лаппмарк. Но еще в конце XVIII века можно было застать отголо­ ски и прочитать в названии исследования: «Новые и достоверные изве­ стия о лапландцах в Финмархии»3. С началом процесса крещения Руси князь Владимир не забыл свою первую вотчину. Великий Новгород «уже с конца X века имел своих епископов»4. В 1030 году именно в Новгороде был облечен святитель­ ским саном первый природный русский архиерей Лука (Жидята). Мона­ шеская жизнь особо активно процветала в орбите Новгородского княже­ ства. На рубеже Х-ХІ веков уже появляется знаменитый Десятинный монастырь, а к середине XII века в Новгородской епархии действует уже два десятка монастырей. Житие преподобного Авраамия Ростовского приводит его свидетельство: «Обошед и соглядав места довольно, при- 1 Бастарды - в Западной Европе в Средние века - внебрачные дети владетельной особы (коро­ ля, герцога и т. д.). На Руси в Средние века внебрачные дети назывались байстрюками. Вдореволюци­ онной России также употреблялось понятие «незаконнорожденный». 2 Бутков П. Три древних договора / / Журнал Министерства Внутренних Дел. СПб, 1837. Ч. 23-24. № 1-6. С. 528-529. (Далее: Бутков П. Три древних договора). 3 Новые и достоверные известия о лапландцах в Финмархии, об их языке, обрядах, нравах и о прежде бывшем языческом их законе. Перевод с датского профессором лапландского языка Кнуд- Лемса. М , 1792. 4 Ордин К. Покорение Финляндии. С. 15. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz