Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел III § 3. Киевская Русь и христианизация народов К с ередине XII века древнерусское государство - Киевская Русь - испытало действие сильнейших центробежных процессов и фактически распалось на ряд отдельных русских княжеств, управляе­ мых князьями, потомками Рюрика. Окончательно утратив то не слишком большое централизующее политическое значение, Киев, тем не менее, вплоть до монгольского нашествия 1237 года продолжал формально счи­ таться «главным столом Руси». Креститель Руси князь Владимир, разделяя страну на уделы и наделяя ими своих детей, по замечанию некоторых летописей, осуществлял дея­ ние, которое стало «мерою христианского благоразумия». Было очевид­ но, что так «удобнее наблюдать за ходом евангельской проповеди в своих небольших уделах, сильнее действовать на язычников собственным при­ мером и кроме ревности по вере стараться о просвещении ею своих подданных»1. Также и северные города Руси были вручены под управление сыновь­ ям святого Владимира. Новгород достался Вышеславу - правда, ненадол­ го. В 995 году, как о том свидетельствуют скандинавские саги, вдова ко­ нунга Швеции Эйрика VI Победоносного язычница Сигрид Гордая под­ твердила свое прозвище и отвергла сватовство Вышеслава, «конунга из Гардарики по имени Виссавальд», - она сожгла его самого вместе со сви­ той в бане. В результате Новгород отошел к молодому князю Ярославу (Ярицлейфу), прозванному впоследствии Мудрым. Град Ростов сперва был пожалован князю Ярославу, затем отошел к святому князю Борису, где он и княжил до своей мученической кончи­ ны, случившейся около 1115 года. Непременным условием дарования права княжения, которое князь Владимир выдвигал своим сыновьям, была забота об искоренении язычества и утверждении христианства в своих уделах и городах: «Посла с ними и священники, заповедан сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть»2. Северное, Новгородское направление всегда было в центре внимания молодой российской власти, начиная от князя Владимира и далее всех его приемников: «церкви воздвигоша, и пресвитеры поставиша по всем 1 Макарий (Булгаков). История русской церкви. 1883. Т.1. С. 20. 2 Полное собрание русских летописей / / Густынская летопись. СПб, 2003. Т. 40. С. 228. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz