Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III § 3. Киевская Русь и христианизация народов К с ередине XII века древнерусское государство - Киевская Русь - испытало действие сильнейших центробежных процессов и фактически распалось на ряд отдельных русских княжеств, управляе мых князьями, потомками Рюрика. Окончательно утратив то не слишком большое централизующее политическое значение, Киев, тем не менее, вплоть до монгольского нашествия 1237 года продолжал формально счи таться «главным столом Руси». Креститель Руси князь Владимир, разделяя страну на уделы и наделяя ими своих детей, по замечанию некоторых летописей, осуществлял дея ние, которое стало «мерою христианского благоразумия». Было очевид но, что так «удобнее наблюдать за ходом евангельской проповеди в своих небольших уделах, сильнее действовать на язычников собственным при мером и кроме ревности по вере стараться о просвещении ею своих подданных»1. Также и северные города Руси были вручены под управление сыновь ям святого Владимира. Новгород достался Вышеславу - правда, ненадол го. В 995 году, как о том свидетельствуют скандинавские саги, вдова ко нунга Швеции Эйрика VI Победоносного язычница Сигрид Гордая под твердила свое прозвище и отвергла сватовство Вышеслава, «конунга из Гардарики по имени Виссавальд», - она сожгла его самого вместе со сви той в бане. В результате Новгород отошел к молодому князю Ярославу (Ярицлейфу), прозванному впоследствии Мудрым. Град Ростов сперва был пожалован князю Ярославу, затем отошел к святому князю Борису, где он и княжил до своей мученической кончи ны, случившейся около 1115 года. Непременным условием дарования права княжения, которое князь Владимир выдвигал своим сыновьям, была забота об искоренении язычества и утверждении христианства в своих уделах и городах: «Посла с ними и священники, заповедан сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть»2. Северное, Новгородское направление всегда было в центре внимания молодой российской власти, начиная от князя Владимира и далее всех его приемников: «церкви воздвигоша, и пресвитеры поставиша по всем 1 Макарий (Булгаков). История русской церкви. 1883. Т.1. С. 20. 2 Полное собрание русских летописей / / Густынская летопись. СПб, 2003. Т. 40. С. 228. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz