Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел III Варяги-Русь привезли с собою на новые земли свои нравы, обычаи, понятия и принципы правления. Надо полагать, имело место и взаимо­ проникновение религиозных понятий с их новыми объектами верова­ ний. Есть предположение, что само слово «волхв» происходит от слов «волфв», или «олфв», названия части священной касты жрецов Норве­ гии, «производившей род свой от богов - алфвов, или олфвов (alfve)»1. При этом одновременно, вне всяких сомнений, изменялись и сами переселенцы, впитывая дух и традиции этих благодатных мест. Необхо­ димо признать, что уровень социального, культурного и экономического развития народов, на земли которых были приглашены норманнские кня­ зья со своими дружинами, был много выше, нежели у пришельцев. «Сла­ вяне, имевшие два великие торговые города, Новгород и Киев, известные уже в Азии своим богатством, находились, без сомнения, на гораздо выс­ шей степени гражданской образованности, чем хищные воины Сканди­ навии, которые не знали другой торговли, кроме продажи награбленной добычи, ни другой промышленности, кроме беспрерывной войны как в сей жизни, так и в будущей»2. Это был очень важный процесс взаимного обогащения культур и вос­ приятия лучшего, что имели все те народы, смешение которых дало уни­ кальную цивилизацию Русского мира. Суровые и мужественные скандинавские традиции хорошо известны в мировой истории. Вспомним, например, вызывающий уважение обы­ чай «отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Богатые, в том числе и конунги, приискивали для своих детей более бедных воспитате­ лей, чтобы дети росли в скромной обстановке и привыкали к суровым условиям жизни»3. Или пример очевидного благородства законов воин­ ского поединка, когда перед схваткой викинги договаривались, как над­ лежит уравнять силы обеих сторон. Так, например, в известном исланд­ ском эпосе «Сага об Орваре-Одде» герой Гиальмар при встрече с про­ тивником Оддом имеет пятнадцать кораблей, тогда как у Одда их всего пять. Гиальмар обещает вступить в схватку только на пяти кораблях. Очень скоро народ Руси оживился воинственным духом героев Скан­ динавии, принял для себя установки суровой мужественности, форми­ 1 Сенковский О.И. Скандинавские саги / / Библиотека для чтения. СПб., 1834. №1, Ч. III. С. 2. : Там же. С. 4. ' Weinhold К. Altnordisches Leben. Berlin, 1856. P. 285. (Пер. К.Ф. Тиандера). 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz