Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III Варяги-Русь привезли с собою на новые земли свои нравы, обычаи, понятия и принципы правления. Надо полагать, имело место и взаимо проникновение религиозных понятий с их новыми объектами верова ний. Есть предположение, что само слово «волхв» происходит от слов «волфв», или «олфв», названия части священной касты жрецов Норве гии, «производившей род свой от богов - алфвов, или олфвов (alfve)»1. При этом одновременно, вне всяких сомнений, изменялись и сами переселенцы, впитывая дух и традиции этих благодатных мест. Необхо димо признать, что уровень социального, культурного и экономического развития народов, на земли которых были приглашены норманнские кня зья со своими дружинами, был много выше, нежели у пришельцев. «Сла вяне, имевшие два великие торговые города, Новгород и Киев, известные уже в Азии своим богатством, находились, без сомнения, на гораздо выс шей степени гражданской образованности, чем хищные воины Сканди навии, которые не знали другой торговли, кроме продажи награбленной добычи, ни другой промышленности, кроме беспрерывной войны как в сей жизни, так и в будущей»2. Это был очень важный процесс взаимного обогащения культур и вос приятия лучшего, что имели все те народы, смешение которых дало уни кальную цивилизацию Русского мира. Суровые и мужественные скандинавские традиции хорошо известны в мировой истории. Вспомним, например, вызывающий уважение обы чай «отдавать своих детей на воспитание в чужую семью. Богатые, в том числе и конунги, приискивали для своих детей более бедных воспитате лей, чтобы дети росли в скромной обстановке и привыкали к суровым условиям жизни»3. Или пример очевидного благородства законов воин ского поединка, когда перед схваткой викинги договаривались, как над лежит уравнять силы обеих сторон. Так, например, в известном исланд ском эпосе «Сага об Орваре-Одде» герой Гиальмар при встрече с про тивником Оддом имеет пятнадцать кораблей, тогда как у Одда их всего пять. Гиальмар обещает вступить в схватку только на пяти кораблях. Очень скоро народ Руси оживился воинственным духом героев Скан динавии, принял для себя установки суровой мужественности, форми 1 Сенковский О.И. Скандинавские саги / / Библиотека для чтения. СПб., 1834. №1, Ч. III. С. 2. : Там же. С. 4. ' Weinhold К. Altnordisches Leben. Berlin, 1856. P. 285. (Пер. К.Ф. Тиандера). 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz