Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу То, что среди народов, «живущих в северных странах» и платящих дань Руси, не упомянута «лопь» (лопари), указывает на то, что сбор дани с этих аборигенов был отдан соседнему народу, именовавшемуся вепсами (в славянской традиции) или биармийцами (в скандинавской). Народ «весь» во времена образования Руси и далее в Киевский пери­ од ее государственности был одной из ведущих политических сил Севера Европы и обширным этносом. Согласно «Повести временных лет», в 862 году, когда произошло историческое «призвание варягов на Русь», на славянские земли, первичными инициаторами этого деяния были «чудь, словене, кривичи и весь». Спустя двадцать лет, в 882 году, когда родич Рюрика князь Олег по­ шел основывать Киев как столицу Древнерусского государства, в этот поход он, опять же, взял с собою «много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей». То есть в узловых событиях зарождения россий­ ской государственности народ вепсы (весь) занимал в те времена одно из ведущих мест. «В исторических источниках вепсы известны и как чудь, и как весь»1. Как известно, в результате того похода «сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: “Да будет это мать городам русским”. И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью». Создавалось новое государство руссов, и народы, влившиеся в эту общность, неминуемо активно воспринимали новые жизненные уста­ новки этого образования. При этом, конечно же, многое воспринима­ лось от сурового северного духа Скандинавии в образе их мыслей, нра­ вах и даже занятиях. Вспомним, как немедленно по завоевании Киева Дир и Аскольд предприняли на своих лодиях морской набег на Константинополь, по еще незнакомому им водному пути. Очевидно, что варяги, пришедшие с Рюриком, по ремеслу своему были мореплавателями и принадлежали к сословию Scekonungar, или морских князей (конунгов). В это время, как замечают историки, «славянские представления о море не имели за­ конченного вида»2. Данные, полученные при реконструкции лексики изначального, «общеславянского языка», говорят о том, что праславяне не имели непосредственного контакта с морем. В праславянском языке 1 Муллонен И.И. Территория расселения и этнонимы вепсов / / Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 346. 2 История религий в России. Учебник. РАГС. М., 2004. С. 15. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz