Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу ет в руке нечто, напоминающее крест, и Корса [Коре, Хорш - бог пир­ шеств. - Е.М.], который стоит на змее, в руке имеет меч, а в другой ог­ ненную стрелу»1. Эту информацию подтверждают и данные современной археологии2. «Н а всем северо-западе Руси сохранялись языческие погребальные об­ ряды. Их внешние атрибуты - курганы и жальники - начали исчезать лишь в XIV веке»3. Так, например, на Кольском Севере в середине XVI века сохранялась устойчивая традиция приносить языческие жертвы христианским свя­ тым, о чем в своих дневниках сообщает английский путешественник Ви­ льям Борро: «Мыс Святой Hoc (Suati noze). У оконечности его течение такое сильное, что, следуя мимо на своих лодках, русские часто бывают в опасности утонуть, вследствие чего, проплывая мимо, они подносят Св. Николаю (которого они называют дающим удачу на морях) хлеб и иную пищу»4. Антоний Дженкинсон в 1557 году пишет: «У этого мыса лежит большой камень (a great stone), которому проходящие ладьи (barkes) обыкновенно приносят в жертву масло, муку и другие припасы, полагая, что в случае отказа в этом приношении ладьи и другие суда должны по­ гибнуть, что, надо сказать, часто и случалось»5. Тем не менее, Божья благодать евангельской проповеди постепенно одолевала морок бесовских богов, прельщение языческой веры. Святи­ тель Кирилл, епископ Туровский, в XII веке вдохновенно писал о проис­ ходящих духовных переменах своему современнику князю Андрею Бого- любекому: «Ныне зима греховная престала есть и лед неверия богораз- умием растаял; зима языческого кумирослужения апостольским учением и христовою верою престала есть... Днесь весна красуется, оживляя зем­ ное естество; бурные ветры тихо повевают, плоды гобзуют [изобилуют. - Е .М .], и земля семена питающая зеленую траву рождает»6. 1 WanderersJ.D. Reisen nachDannemarck, Russlandund Schweden (1589-1590). Frankfurtischen Archiv. Frankfurt, a. M. 1812, Th. II, S. 203. Цит. по -Аделунг. Древнейшие путешествия иностранцев по России. С. 274. 2 Кирпичников А.Н. Языческое святилище у Пскова / / Археология и история Пскова и Псков­ ской земли. Псков, 1988. С. 18-19. 5 Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси (по археологическим материа­ лам) //Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков,1988. С. 126. 4 Вальдман. Кольский полуостров на картах XVI в. С. 100. 5 Замысловский Е. Герберштейн и его историко-географические известия о России. СПб., 1884. С. 105. 6 Калайдович К.Ф. Памятники российской словесности XII века. М., изд. «Типография Семена Селивановского», 1821. С. 21. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz