Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел III ны древа». Но при этом «Сам Господь из половецких стран князю путь указывает к дому», и, возвращаясь, Игорь Святославич «держит путь к Пирогощей Богородице Святой...» '. Произошло некое слияние, при­ способление старого, дохристианского восприятия сакрального мира с новым христианским учением, чему есть многочисленные свидетель­ ства и в более поздние времена. Это духовное «сожительство» не могло не беспокоить церковные и государственные власти. Так, в середине XVI века Стоглавый собор в своих постановлениях с тревогой отмечал: «П о погостам, по селам и по волостям ходят лживые пророки мужики, жонки и девки, наги, босы и волосы отрастив, трясутся и убиваются, сказывают о неких явлениях, заповедают в среду и пятницу не трудиться, платья не мыти, а порой и бо­ гомерзкие дела творити. Кроме сих пустосвятов, волхвы и чародейники бесовским научением пособие людям творят, кудесы бьют, во Аристоте­ левы врата2и Рафли [гадание бросанием трех костей с зачитыванием вы­ павшего пророчества на псевдо-библейскую тему. - Е. М.] глядят и по звез­ дам и планетам гадают, и сим дьявольским действом мир прельщают и от Бога отлучают»3. Традиции языческой духовности, укоренившиеся в течение многих тысячелетий, продолжали сосуществовать рядом с христианской верой во многом потому, что на Руси почти не предпринимали жестких, ради­ кальных мер, как было принято в Западном христианстве. В российском духовном менталитете всегда отдавалось предпочтение воздействия при­ мером лучшего, оставляя свободу выбора, проявляя сочувствие и мило­ сердие. Примеры крещения «огнем и мечом», столь обыденные для За­ пада, на Руси представляли собой скорее исключение. Потому не удивительно, что, по воспоминаниям путешественника из Страсбурга Иоанна Давида Вундерера, в Пскове даже в 1590 году «перед городом стояли два идола, которые были поставлены жрецами в давние времена и доныне составляют предмет обожания для жителей Пскова. Каменный идол по имени Услад [славянский бог наслаждений. - Е.М.] име­ 1 Церковь Успения Богородицы Пирогощи - древнейший каменный храм, сооруженный в Киеве в 1132-1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком. 2 Или «Тайная тайных», древнерусский вариант книги, в средневековой Европе известной как «Secretum Secretorum» (арабский оригинал VIII—IX вв.) и представляющей собой житейские наставления (от политики до алхимии), будто бы преподанные Аристотелем его ученику Александру Македонскому. 1 О недостатках русского народа по изображению Стоглава / / Православный собеседник. Казань, 1865.4.2. С. 143-144. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz