Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава 2. Православие на подступах к Кольскому Северу вратили бунт и расправу над святителем. В 1078 году в Новгороде вновь появились волхвы, призывавшие народ к почитанию старых богов, и, по словам летописи, князь Глеб также казнил главного из них, после чего возмущенные новгородцы изгнали князя. «Изгнанный Глеб был убит да леко на Севере, в стране Чуди Заволоцкой»1. С таким же трудом принималось христианство в Пскове, Ростове и других землях. Так, в Ростове в XI веке погиб святой епископ Леонтий Ростовский, в курской земле в XII веке был убит святой Кукша, насель ник Киево-Печерского монастыря. В сельских, лесных районах языче ство еще долго сохраняло свои позиции. Даже спустя сто пятьдесят лет «институт» волхвов и чародеев на Руси был чрезвычайно востребован в народе, а потому и удивительно многочислен, хотя вера христианская очевидным образом уже набрала силу в народе. Так, в 1227 году, в том же Новгороде, явились четыре волх ва с «ведунами и потворницами, и многие волхования, и потворы [чаро действа. - Е. М.], и знамения творили». То есть слуги князя бесовского пришли с пригорода в княжеский и архиепископский город вполне уве ренные в своих силах, что и подкрепляли разными бесовскими чудесами. Однако к тому времени в Новгороде отношение к колдунам уже принци пиально изменилось, о чем свидетельствует летопись: «Новогородцы же поймали их и привели волхвов на двор мужей князя Ярослава, и связали волхвов всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели». Дословно: «Изжьгоша волхвов четыре на Ярославле дворе»2. Тем не менее, старые верования в народе российском, по сути, так и не были изжиты никогда. Даже цари российские, истовые хранители и искренние блюстители православия, вовсе не забывали «духа Древней Руси», в полной мере соблюдая народные присловия: «Бога зови, а чер та не гневи!» и «Богу угождай, а черту не перечь!» 0 рудиментах языческого сознания в христианском быте Руси свиде тельствует и великий русский литературный памятник конца XII века «Слово о полку Игореве». Автор «Слова» активно апеллирует к персо нажам славянского языческого пантеона. Боян называется внуком бога Велеса, князья русские - «Даждь-Божа внуки», а ветры - порождение Стрибога. Также упоминается и прочая нечисть: «Кличет Див с верши 1 Соловьев С.Н. Отношение Новгорода к Великим князьям / / ЧОИДР. М., 1846. № 1. С. 108. 2 Летописный сборник, именуемый патриаршею, или Никоновскою, летописью / / ПСРЛ. СПб., 1885. Т. 10. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz