Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ВТОРАЯ ПРАВОСЛАВИЕ НА ПОДСТУПАХ К КОЛЬСКОМУ СЕВЕРУ § 1. Христианизация Руси. «Княжеская вера» К ак известно, князь Владимир, восприняв византийскую модель церковного устройства, усвоил и примат светской власти над ду­ ховной. Еще с VI века, с известных кодекса и новелл византийского импе­ ратора Юстиниана, глава светской власти фактически являлся и главой Церкви. Княжеская власть получила в христианстве надежную опору, как духовную, так и политическую. Государство обретало единый духовный стержень, столь необходимый для формирования общерусского самосо­ знания - важнейшего элемента единства древнерусской народности. Не­ обходимость сосредоточения власти в руках единого Государя станови­ лась земным воплощением монархии небесной. Именно потому наибо­ лее мудрые и государственно мыслящие правители Руси оказывались и самыми активными проповедниками христианства, утверждая его и силой убеждения, и силой власти. Святой Владимир, решительно уничтожив идольские капища, «изби вся идолы: Перуна, Хорса, Дажь-бога, Мокошь и прочая кумиры, и созва все множество людий и заповеда им креститися», по сути поставил киев­ лянам ультиматум: «Аще не обрящется кто на реце оутро, да будет про­ тивень м не»1. Такая российская специфика христианского просвещения страны привела к тому, что христианство на Руси долгое время воспринималось как «вера княжеская», не народная, и потому утверждалось медленно и с недоверием. «Через полвека после Владимира Святого даже большие города, вро­ де Ростова и Мурома, оставались в основном языческими»2.Что же каса­ 1 Чтения в Императорском Обществе истории древностей российских при Московском Уни­ верситете. М , 1846. № 2. Отд. 1. С. 8. 2 Богданов А.П. Александр Невский. М., Вече, 2009. С. 136.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz