Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Раздел III в Великом Новгороде. Есть весомое пред положение, что этот древний новгородский чудотворец был выходцем из бенедиктинско го монастыря святого мученика Вонифатия и преподобного Алексия человека Божия, что в то время существовал на Авентинском холме в Риме1. В этой обители, еще со времен иконоборческих гонений, вместе с монахами латинского обряда жили греки из Византии, подчиненные базилианскому (василианскому) уставу, авторство которого приписывается святителю Василию Великому2. С активной миссионерской деятельностью этих монахов связывают столь быстрое распространение и широкое почитание на Руси преподобного Алексия человека Божия. В этом же ряду свидетельств сохранявшегося на Руси духовного един ства Восточной и Западной Церквей стоит почитание Богоматери Агио- соритиссы. Этот образ «Предстоящей» Божьей Матери оказался широ ко распространенным в Римской Церкви и при этом был чрезвычайно популярен в иконах Новгородской школы ХІ-ХІІ веков. Сохранившимся отголоском этого почитания служит изображение Божьей Матери «Боголюбской», созданное на Русском Севере в XII веке по повелению князя Андрея Боголюбского. Надо сказать, что на сегодня, помимо широко используемых изводов икон Божией Матери «Предстоящей» из Деисисного чина иконостасов, «подобные изображения Богоматери не получили распространения на Руси, но были весьма популярны в Риме»3. Подтверждением всему сказанному служат также упоминаемые в то время в русских летописях многочисленные городские «варяжские» 1 Ныне здесь сохранилась базилика, под престолом которой в мраморном саркофаге почивают мощи святых Вонифатия и Алексия. 2 Об этом см.: Hamilton В. The Monastery of S. Alessio and the Religious and Intellectual Renais sance in Tenth-Century Rome / / Studies in Medieval and Renaissance History. Vol. II. Lincoln, Nebraska, 1969. P. 263-310. 1 Например, знаменитая итальянская икона XI века Madonna dAra Coeli - Богоматерь Заступница (Агиосоритисса). Об этом см.: Grassi L. La Madonna di Aracoeli e le tradizioni romane del suo tema iconografice / / Rivista di archeologica cristiana. Т. XVIII. Roma, 1941. P. 65-96. Византийская икона Божией Матери XII века «Агиосоритис са», именуемая в народе «Lukasbild», из кафедрального собора баварского города Фрайзинга 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz