Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы стианской веры, начиная, как минимум, с VII века. Походы викингов, при всех ужасавших Европу последствиях, приводили к взаимопроникнове нию культур. Прежде всего это выражалось, конечно, в приобщении нор маннов к культурным достояниям Византии и иных стран Европы и обо гащении язычников христианскими духовными ценностями. В конечном итоге к X веку цивилизация викингов, северное братство норвежских конунгов и русских князей окончательно склонилось в поль зу веры европейских христиан. В 936 году третий король Норвегии Хокон I Добрый, взойдя на трон, первым среди князей и конунгов принял Крещение. Однако по своей кончине в 961 году он был похоронен по языческому обряду. Следующий опыт пришел из Руси: в 957 году в Константинополе при няла Крещение великая княгиня Киевская Ольга [соответствие имени в древнескандинавском - Helga. - Е. М.], которая, как известно, имела скандинавское происхождение («была от языка варяжска»)1. Учтя опыт погребения Хокона, по смерти своей она «завещала не совершать по ней тризны, и поскольку всегда имела при себе священника, то тот и похоро нил по-христиански блаженную Ольгу»2. Внук Ольги, князь Владимир, был скандинавских кровей, но из тех ва рягов, которые в полной мере уже впитали славянский дух и традиции. Здесь, в Киеве, у него в течение девяти лет пребывал его сородич Олаф Трюггвасон, будущий король Норвегии. Великий князь находился с Ола фом в доверительных отношениях: «Вальдимар конунг сделал его на чальником своего войска, которое он посылал на защиту страны»3. Олаф с детства прошел тяжелую жизненную школу - еще мальчиком он был продан в рабство и в течение шести лет ждал освобождения. Думается, в тех совместных беседах два языческих конунга, практиче ски одногодки, делились своими духовными переживаниями и наступаю щими разочарованиями в языческой вере. Безусловно, особую роль в этих размышлениях играл пример святой княгини Ольги, которая «взы скала спасения, и прияла бяше святое Крещение, и пожив добре пред Бо- 1 «Нестор, повествуя о сожжении в бане древлянских послов и других “хитростях” Ольги, практически вторит исландским сагам, описывающим деяния одной древней норвежской королевы». Сенковский ОМ. Собрание сочинений. СПб., 1858-1859. Т. V С. 455. 2 Повесть временныхлет / / ПАДР. Подг. текста и коммент. О.В. Творогова, пер. Д.С. Лихачева. М., 1978. С. 433. (Далее - Повесть временныхлет). 3 Сага об Олаве сыне Трюггви / / Снорри Стурлусон. Круг Земной. Пер. Стеблин-Камен- ского М.И. М., Наука, 1980. С. 110. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz