Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

Раздел III Весь быт древнего скандинава был сопряжен с магией и чародейством. На рисунках предметы домашнего быта, покрытые руническими заклинаниями. Из книги: Olf Rudbecks. Atlands eller Manheims. P. 2. Upsalae, 1689 Так, например, в «Старшей Эдде», поэтическом сборнике песен о скандинавских богах и героях, приводятся речи валькирии Сигрдривы, которая учит конунга Сигурда эффективно использовать руны в различ­ ных обстоятельствах жизни. Так, руны «победы» с именем бога Тора сле­ дует вырезать на рукояти меча; уберечься от обмана помогут руны «пива», нанесенные на заздравном роге и на собственном ногте; в бурном море помогут руны «прибоя», если их выжечь на веслах и вырезать на носу ко­ рабля и руле; «повивальные» руны, нарисованные на ладони, окажут по­ мощь при родах; «целебные» руны принесут дар врачевания и т. д. «П о ­ знай руны речи, если не хочешь, чтоб мстили тебе! - советует валькирия и продолжает: Познай руны мысли, если мудрейшим хочешь ты стать!»1 Руны также имеют способность придавать человеку особую силу при потреблении внутрь, для чего нужно сделать соскоб резных рун и выпить эти частицы, смешав с медом. Часто по своему содержанию рунические тексты не содержали ниче­ го, кроме имен собственных и магических символов. Таким образом, зна­ чение подчас имело не содержание надписи само по себе, а то, какие за­ клинания при этом были произнесены и какие силы тьмы тем самым при­ влекались к носителям вырезанных имен. В то же время встречались и руны, открыто содержащие тексты маги­ ческих заклинаний. Такова, например, надпись на одном из вертикально 1 Старшая Эдда / / Библиотека Всемирной Литературы / Пер. В. Тихомирова. М., Художест­ венная литература, 1975. Т. 9. С. 212. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz