Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
Глава I. Первый опыт просвещения на Крайнем Севере Европы здесь, в Старой Упсале, на развалинах языческого капища была построе на церковь и сюда же перенесена епископская резиденция. Однако приверженцы язычества еще долго сопротивлялись, и окон чательная победа христианства произошла лишь к середине XIII века. Швеция, таким образом, оказалась последней страной, принявшей хри стианство, не только в Скандинавии, но и среди всех католических стран Западной Европы1. § 4. Руническое письмо как элемент древних магических практик к латинскому алфавиту. Не секрет, что в своей первооснове руны пред ставляли собой зримое воплощение сути языческого мироустройства и лишь отчасти служили задачам чистой письменности. С наступлением христианства как официальной религии руническая письменность испы тала период попыток приспособиться к новой государственной идеоло гии. Так, исландский историк Торфей указывает: «Святые боги и Могу щий Ветхий деньми высекал исперва эти руны, так говорит Эдда»2. Шведский историк XVIII века Олоф Далин (Dalin) (1708-1763) пи шет: «Еще можно видеть в церкви в Богуслене [Bohuslan - местность на юго-западе Швеции. - Е. М.] древнюю каменную крещальную купель, на которой руны весьма ясно читать можно»3. Самые древние, «Старшие руны» (праскандинавские) использова лись в основном в магических целях. Собственно, и древнейшее значение слова «руна» - «тайна». Руны наносились как на оружие, так практиче ски на все предметы повседневного быта и окружающие природные объ екты (особенно менгиры), становясь неким повседневным фоном жизни скандинавов и духовным средством общения с окружающим языческим миром. 1 В настоящее время в духовно слабеющей Европе идет ренессанс языческих религий, в частности возрождается скандинавский древнеисландский культ Асатру (Asatru, или asatro, - букв, «вера в асов», в высших богов). С 1972 г. религия официально признана в Исландии, в 1994 году в Норвегии, в 2003 году в Дании. 2 Torjacus, Thormod. Torfaeana. Sive, Thormodi Torfaei notae posterigres in seriem regum daniae, epistolae latinae, & index in seriem regum daniae. Hafniae, Godiche, 1777. P. 130, etc. 3 Далин О. История Шведского государства. С. 292. Прим. «Т». дним из важнейших элементов преодоления языческого миро воззрения явилась борьба за переход от рунического письма 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz