Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.
ОТ АВТОРА Приступая к данному труду автор ставил перед собой ряд принципиальных задач, которые позволили бы полноценно раскрыть заявленную тему но при этом постараться отойти от механического переписывания ранее исследованно го исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. По мнению автора, проведенную работу можно было бы признать успешной, в том случае если представленный труд действительно явит ся опытом критического переосмысления средневековой истории нашего края. Для достижения этой цели автор стремился в наибольшей степени обратиться к наиболее удаленным от нас по времени исследованиям и свидетельствам. Авто ритетом современников и очевидцев описываемых событий удавалось заручиться не всегда, и автор постарался отдать предпочтение мнениям исследователей, зна чительно отдаленных от нашего времени, во всяком случае дореволюционных. Кроме того, в ходе работы представлялось весьма полезным компенсировать слабую освещенность истории средневекового Кольского Севера в отечествен ных источниках ссылками на зарубежных авторов, используя информацию из ис следований историков соседних стран, особенно скандинавских. Одной из принципиальных установок, принятых автором при написании данного труда, стало априори доверительное отношение к сведениям из древ нейших источников, к свидетельствам современников описываемых событий. Тем самым автор предлагает не считать людей, живших до нас, ограниченнее, «неразвитее» нас, а постараться найти приемлемое объяснение информации, представляющейся нам недостоверной, «сказочной», и не спешить списывать все на «склонность наших предков к фантазиям и мифологии». Во всяком случае, как епископ Церкви и богослов, автор предлагает воспринимать духовный аспект жизни людей в древности, ее сакральную, мистическую составляющую как иную, но объективную реальность. Автор решительно не приемлет атеистическую установку, с определенного времени утвердившуюся в научном сообществе, в качестве непременного усло вия авторитетности проводимых исследований. Снисходительная надменность, с которой порой принято воспринимать те или иные свидетельства древнего бы тия наших предков, описывающие «иную реальность» их жизни и обширный духовный опыт, свидетельствует лишь о наступившей неспособности современ ных ученых профессионально исследовать эту область человеческого опыта и, следовательно, ограниченности современных методов познания. Следует прояв лять такт и мудрость, остерегаясь считать наших прадедов глупее нас. Если мы чего-либо не наблюдаем сегодня в нашей жизни, это вовсе не значит, что этого не могло быть в прошлом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz