Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 1. Север как феномен. Христианство на подступах к Кольскому Северу / еп. Митрофан (Баданин). - Санкт-Петербург : Ладан, 2017. - 266, [4] с. : ил., карты, факс.

ОТ АВТОРА Приступая к данному труду автор ставил перед собой ряд принципиальных задач, которые позволили бы полноценно раскрыть заявленную тему но при этом постараться отойти от механического переписывания ранее исследованно­ го исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. По мнению автора, проведенную работу можно было бы признать успешной, в том случае если представленный труд действительно явит­ ся опытом критического переосмысления средневековой истории нашего края. Для достижения этой цели автор стремился в наибольшей степени обратиться к наиболее удаленным от нас по времени исследованиям и свидетельствам. Авто­ ритетом современников и очевидцев описываемых событий удавалось заручиться не всегда, и автор постарался отдать предпочтение мнениям исследователей, зна­ чительно отдаленных от нашего времени, во всяком случае дореволюционных. Кроме того, в ходе работы представлялось весьма полезным компенсировать слабую освещенность истории средневекового Кольского Севера в отечествен­ ных источниках ссылками на зарубежных авторов, используя информацию из ис­ следований историков соседних стран, особенно скандинавских. Одной из принципиальных установок, принятых автором при написании данного труда, стало априори доверительное отношение к сведениям из древ­ нейших источников, к свидетельствам современников описываемых событий. Тем самым автор предлагает не считать людей, живших до нас, ограниченнее, «неразвитее» нас, а постараться найти приемлемое объяснение информации, представляющейся нам недостоверной, «сказочной», и не спешить списывать все на «склонность наших предков к фантазиям и мифологии». Во всяком случае, как епископ Церкви и богослов, автор предлагает воспринимать духовный аспект жизни людей в древности, ее сакральную, мистическую составляющую как иную, но объективную реальность. Автор решительно не приемлет атеистическую установку, с определенного времени утвердившуюся в научном сообществе, в качестве непременного усло­ вия авторитетности проводимых исследований. Снисходительная надменность, с которой порой принято воспринимать те или иные свидетельства древнего бы­ тия наших предков, описывающие «иную реальность» их жизни и обширный духовный опыт, свидетельствует лишь о наступившей неспособности современ­ ных ученых профессионально исследовать эту область человеческого опыта и, следовательно, ограниченности современных методов познания. Следует прояв­ лять такт и мудрость, остерегаясь считать наших прадедов глупее нас. Если мы чего-либо не наблюдаем сегодня в нашей жизни, это вовсе не значит, что этого не могло быть в прошлом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz