Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Духовные истоки русской революции / еп. Митрофан (Баданин). - Москва : Отчий дом, 2018. - 79, [1] с. : ил., табл.
Петр I с какой-то порой явно нечеловеческой энергией осуществлял, по сути, великую рево люцию в духовном мире России. Он уничтожил Патриаршество и сам назначил себя главой Православной Церкви, которой управлял через светскую фигуру обер-прокурора и особую кан целярию. Самодержавную роль царя-батюшки, эту самобытную русскую форму монархической власти, он заменил любезным ему европейским абсолютизмом. Разница здесь принципиальная. В российском понимании народ дан Царю Богом для монаршего попечения о благе этого народа, и Царь повинен дать ответ пред Господом. «Царю следует паче помещиков беречь крестьян, так как помещики владеют крестьянами временно, а Царю они вековые, и крестьянское богатство - царственное, и нищета крестьянская есть оску дение царственное»20. Российское самодержавие должно служить пользе народа и славе Божией, и оно ответственно пред судом Божиим. В свою очередь, королевский абсолютизм Европы не при знает никакой ответственности ни перед кем. Вся суть образа правления европейского монарха за ключена в формуле: «саг tel est notre bon plaisir» - «ибо такова наша воля». Петр I революционно вторгся в самую суть рос сийской монархической идеи. Принятие им им ператорского титула, с одной стороны, должно было отражать усиление мощи России и ее влия ния в европейских делах, но, с другой стороны, свидетельствовало о духовном снижении понятия Императора как «удерживающего» в государстве Третьего Рима и в мире в целом. Для Петра «Вели кая Россия полностью заслонила Святую Русь». 20 Тарасов И. Лекции по административному праву. М., 1908. Т. I. С. 68. зз
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz