Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Духовные истоки русской революции / еп. Митрофан (Баданин). - Москва : Отчий дом, 2018. - 79, [1] с. : ил., табл.

ными устоями, что сложились в общественных и социальных институтах страны, которые были надежными скрепами всех важнейших традиций российской жизни. Вспомним его выпестованное детище и люби­ мое развлечение - созданный им «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор», ко­ торый цинично и открыто занимался глумлением над всем, что русское общество ценило и почита­ ло в качестве исконных бытовых или морально­ религиозных устоев. Очарованный нравственной и моральной сво­ бодой европейского Ренессанса, свободой мыс­ ли, манер поведения, Петр стал безжалостно вы­ корчевывать самые основы самобытной русской культуры и русского быта. Как пишет Карамзин: «Пылкий монарх с разгоряченным воображени­ ем, увидев Европу, захотел сделать Россию Гол­ ландией». Никакой Европы из России так и не получилось. Россия осталась Россией, но с иска­ леченным, духовно чуждым русскому народному духу, высшим слоем русского общества. Историк Башилов Б. Е. пишет: «После смерти Петра нача­ лась самая нелепая страница истории русского народа. Те, кто должны были вершить его судь­ бу, попирали его веру, презирали его обычаи, на каждом шагу издевались над его национальным достоинством»17. Неудивительно, что после Петра наступил за­ стойный и бездарный исторический период, от­ меченный многочисленными дворцовыми за­ говорами, при отсутствии всяких нравственных сдержек, с полной гегемонией иностранцев. Но именно при Петре сформировались первые ин­ 17 Башилов Б. Е. Русская Европия. Россия при первых преем­ никах Петра I. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz