Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Духовные истоки русской революции / еп. Митрофан (Баданин). - Москва : Отчий дом, 2018. - 79, [1] с. : ил., табл.
ными устоями, что сложились в общественных и социальных институтах страны, которые были надежными скрепами всех важнейших традиций российской жизни. Вспомним его выпестованное детище и люби мое развлечение - созданный им «Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор», ко торый цинично и открыто занимался глумлением над всем, что русское общество ценило и почита ло в качестве исконных бытовых или морально религиозных устоев. Очарованный нравственной и моральной сво бодой европейского Ренессанса, свободой мыс ли, манер поведения, Петр стал безжалостно вы корчевывать самые основы самобытной русской культуры и русского быта. Как пишет Карамзин: «Пылкий монарх с разгоряченным воображени ем, увидев Европу, захотел сделать Россию Гол ландией». Никакой Европы из России так и не получилось. Россия осталась Россией, но с иска леченным, духовно чуждым русскому народному духу, высшим слоем русского общества. Историк Башилов Б. Е. пишет: «После смерти Петра нача лась самая нелепая страница истории русского народа. Те, кто должны были вершить его судь бу, попирали его веру, презирали его обычаи, на каждом шагу издевались над его национальным достоинством»17. Неудивительно, что после Петра наступил за стойный и бездарный исторический период, от меченный многочисленными дворцовыми за говорами, при отсутствии всяких нравственных сдержек, с полной гегемонией иностранцев. Но именно при Петре сформировались первые ин 17 Башилов Б. Е. Русская Европия. Россия при первых преем никах Петра I. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz