Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

О значении изучения духовного и врачебного наследия святителя Луки Тут по Ташкенту пронеслась весть о неблагочестивой смерти из­ вестного в городе профессора-физиолога Ивана Петровича Михай­ ловского. Молодая вдова Гайдебурова-Михайловская обратилась к владыке Луке с просьбой документально подтвердить помешатель­ ство покойного, так как по церковным канонам священник не имеет право погребать самоубийцу. Отпевать таких людей можно только в том случае, если посягнувший на свою жизнь был душевнобольным. Святитель Лука написал короткую справку, в которой удостоверил, что профессор Михайловский покончил жизнь самоубийством в со­ стоянии несомненной душевной болезни, от которой страдал более двух лет. Эта записка и стала формальным поводом к аресту владыки. Немного раньше по подозрению в убийстве своего мужа была аресто­ вана и сама Гайдебурова-Михайловская. Ватмосфере антирелигиозной истерии, которая раздувалась властя­ ми на страницах газет и журналов, дело Михайловского приобретало особую окраску. Получив установку из Москвы от известного члена Центральной Контрольной комиссии ВКП(б) Аарона Сольца, следова­ тель Кочетков попытался придать делу политический оттенок. Смысл обвинений, статей и фельетонов сводился к тому, что, дескать, видный советский ученый профессор Михайловский проводил потрясающие опыты по переливанию крови, в результате которых человек может обрести бессмертие. Это «подрывало основы» религии, и «церковные мракобесы» убили профессора. Епископ Лука дал «ложную справку о самоубийстве», чтобы повести следствие по неверному следу. Такая «аргументация» по тем временам не требовала доказательств. И 6 мая 1930 года владыку вновь арестовали. Полная трагических страниц тюремная жизнь святителя Луки вос­ создана точно и ярко по ранее засекреченным архивам НКВД. Вторую ссылку сам епископ Лука считал легкой. Жил он вАрхангель­ ске, там ему позволили заниматься хирургической деятельностью. На квартиру его определили к пожилой женщине, Вере Михайловне Вальневой. Маленькая комнатка с крохотным оконцем, стол, стул, же­ лезная кровать, в углу икона. Молился владыка келейно, а остальное время занимала работа с больными. Здесь, в Архангельской ссылке, епископ-профессор разработал но­ вый метод лечения гнойных ран. Его вызывали в Ленинград, и лично «товарищ Киров» уговаривал его снять сан, взамен обещая тут же пре­ доставить ему институт. Вответ владыка не согласился даже на печать своей книги, если в ней не будет указан его церковный сан. Срок ссылки кончался в мае 1933 года, однако в Москву владыка смог приехать лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам епископ Лука так вспо­ минает об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну из свободных архиерейских кафедр. И вот, оставленный Богом и ли­ 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz