Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Мануйлов В. М., Марчик В. В. скоп Лука, - в котором все богослужения совершались стариком свя щенником. Он подчинялся красноярскому живоцерковному «архи ерею», и мне надо было обратить его и всю туруханскую паству на путь верности древнему Православию. Я легко достиг этого пропове дью о великом грехе церковного раскола: священник принес покаяние перед народом, и я мог бывать на церковных службах и почти всегда проповедовал на них». Конечно, такое оживление и оздоровление духовной жизни не мог ло понравиться местному начальству. Вскоре владыку вызвал уполно моченный ГПУ и объявил о высылке его на берег Ледовитого океана, в станок (деревню из трех изб) Плахино. Врассказах некоего Константинова А. К., занимавшегося в тех краях заготовкой меха для Московской сырьевой конторы, имевшего беседу с епископом Лукой в его избушке в Плахино, упомянут случай про зорливости владыки: «Господь Бог дал мне знать: через месяц я буду в Туруханске». Поскольку Константинов не поверил ему, святитель, покачав головой, сказал: «Вижу, вижу, вы человек неверующий. Вам мои слова кажутся невероятными. Но будет именно так». Через месяц владыку вернули в Туруханск, где он опять стал ра ботать в больнице, лечить людей и ездить на службу в монастырь на санях, покрытых ковром. Второе пребывание в Туруханске длилось восемь месяцев, и в январе 1926 года, по окончании срока ссылки, вла дыка возвратился в Ташкент. Здесь он поселился на Учительской улице в небольшом домике в две комнаты с прихожей неподалеку от Сергиевской церкви. В уни верситете его, как неблагонадежного, лишили преподавательского ме ста. И в церковной жизни произошли неприятности между владыкой и его бывшим духовным наставником протоиереем Михаилом Андре евым. С 1926 года протоиерей Михаил Андреев стал злейшим врагом епископа Луки. Святитель запретил его в священнослужении, и про тоиерей Михаил стал писать жалобы и доносы на него Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. Эту борьбу он вел два года, добиваясь смещения владыки с кафедры. Очевидно, нелегко было святителю претерпевать такие козни от собрата, прошедшего вместе с ним ссылку и гонения. Господь наказал протоиерея новой ссылкой. Вернувшись измученным, истерзанным, с подорванным здоровьем, он обратился к епископу Луке за врачебной помощью, и тот не отказал ему. Митрополит Сергий хотел перевести епископа Луку в Рыльск, потом в Елец, затем в Ижевск. Надо полагать, что это из Москвы шли соответствующие указы «уполномоченных». Живший тогда в Ташкен те митрополит Арсений (Стадницкий) посоветовал никуда не ехать, а подать прошение об увольнении на покой. Прошение было подписано, и с 1927 года профессор-епископ, лишенный двух кафедр, - церковной и университетской, проживал в Ташкенте как частное лицо. 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz