Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Мануйлов В. М., Марчик В. В. был в смятении. Из Ташкента удалили правящего архиерея, епископа Иннокентия. Все со страхом ожидали приезда назначенного в Ташкент обновленческого архиерея. Отец Валентин вместе с настоятелем церк ви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд ду ховенства и мирян для обсуждения вопроса об упорядочении церков ной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря. Туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Ва лентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Таш кентскую кафедру. Так в экстремальных условиях сам народ Божий, как в первые века христианства, поставил над собой архиерея. При ехавший в это время ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монахи с именем апостола и евангелиста, врача и иконописца Луки. Для совершения хиротонии во епископа по церковным правилам требуется два или три архиерея, а так как в Ташкенте в то время был только владыка Андрей, то решено было отца Луку отправить в город Пенджикент, где отбывали ссылку два архиерея - епископ Болховский Даниил (Тро ицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Святитель Лука по этому поводу вспоминает: «Прочитав письмо епископа Андрея (Ух томского), решили назначить на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при запертых дверях. Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года <...> Когда сообщили об этой хиротонии Святейшему Патриарху Тихону, то он, ни на минуту не задумываясь, утвердил и признал ее законной». Восходя на Голгофу архиерейского служения, епископ Лука был го тов пойти по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества, по которому уже шли многие архиереи, священники, диаконы, миряне. На случай внезапного ареста он подготовил заве щание, в котором писал: «К твердому и неуклонному исполнению за вещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на котором я наставил вас...». Архипастырь предостерегал верующих от соблазнов отступ ничества и расколов. Сборище «живоцерковников» для него - не Цер ковь, а «дикий вепрь», со всеми присущими этому зверю повадками. «С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не уни жаться до препирательства с ними». И вот - первый арест Святителя, сопровождающийся жесткой трав лей в газетах. Пока святитель томился в застенках ГПУ, в город приехал обновлен ческий «епископ» Николай Коблов, и все церкви в городе были захва чены раскольниками. Но храмы эти стояли пустыми - народ помнил завещание епископа Луки. По окончании следствия начальник Таш кентского ГПУ направил владыку в Москву как политического пре 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz