Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

О значении изучения духовного и врачебного наследия святителя Луки ные богослужения, часто бывает на богословских собраниях, сам вы­ ступает с беседами на темы Священного Писания. После одного из таких собраний правящий архиерей Ташкентский и Туркестанский епископ Иннокентий отвел профессора в сторону и, восторгаясь глу­ биной и искренностью его веры, сказал: «Доктор, вам надо быть свя­ щенником!» Святитель Лука так вспоминает об этом в автобиографии: «Уменя никогда и мысли не было о священстве, но слова Преосвящен­ ного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами и, минуты не размышляя, сказал: ’Хорошо, владыка! Буду священни­ ком, если это угодно Богу”». Вфеврале 1921 года Валентин Феликсович был рукоположен во диа­ кона, а через неделю, в праздник Сретения Господня, - во священника. «Мне пришлось совмещать свое священнослужение с чтением лекций на медицинском факультете, слушать которые приходили во множе­ стве и студенты других курсов. Лекции я читал в рясе с крестом на груди: в то время еще было возможно невозможное теперь. Я оста­ вался и главным хирургом Ташкенской городской больницы, потому служил в соборе только по воскресеньям. Преосвященный Иннокен­ тий, редко проповедовавший, назначил меня четвертым священником собора и поручил мне все дело проповеди. При этом он сказал мне словами апостола Павла: «Ваше дело не крестити, а благовестити» [ІКор. 1; 17]. Он глубоко понимал, что говорил, и слово его было почти пророческим, и теперь, на тридцать восьмом году своего священства и тридцать шестом году своего архиерейства, я вполне ясно понимаю, что моим призванием от Бога была именно проповедь и исповедание имени Христова». Надо хорошо представлять, каким было отношение к религии в то страшное и тревожное время. Мутная волна воинствующего безбожия захлестнула страну. Множество архиереев, священников и мирян кро­ вью своей засвидетельствовали верность Христу. Адская машина ре­ прессий перемалывала судьбы большей части православного народа. И вот в это страшное время, когда некоторые священнослужители, ис­ пугавшись репрессий, снимали с себя сан, профессор Войно-Ясенецкий, повинуясь призыву Божьему, принял рукоположение. Пастырская совесть отца Валентина не могла оставаться равнодуш­ ной к безобразиям, чинимым разбойничьей организацией, именовав­ шей себя «Живой Церковью». «Живоцерковники», пользуясь поддерж­ кой работников ОГПУ, постепенно захватывали храмы, вводя в строй церковной жизни неприемлемые и разрушительные новшества. Отец Валентин категорически запрещал своей пастве ходить в храмы, заня­ тые «живистами», и призывал не поддаваться тем ересям и расколам, которые появились в Церкви. Тем же прихожанам, которые дерзнут мо­ литься с отступниками, он грозил отлучением от исповеди и Причастия. Однако «живоцерковники» наступали по всем фронтам, народ часто 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz