Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Проблема смысла страдания в контексте современного опыта постижения бытия. Как не вспомнить в этой связи слова Гёте, гениаль но переведённые на русский язык Ф. И. Тютчевым: Кто с хлебом слёз своих не ел, Кто в жизни целыми ночами На ложе, плача, не сидел, Тот не знаком с небесными властями... * * * С особой настойчивостью напоминать об учительном смысле стра дания вынуждает характерная особенность современного умонастро ения, которую можно определить как боязнь страдания как такового. По-видимому, именно в стремлении отстраниться, дистанцироваться от перенасыщенного страданиями опыта XX в. (не исключая, разуме ется, и роли иных цивилизационных факторов) современный человек, как нетрудно заметить, зачастую подпадает под власть инстинктив ного отвращения ко всему, сопряжённому со страданием: отвраще ния к самоограничению, изнурительному труду, продолжительным усилиям, «чрезмерному» душевному или умственному напряжению и т.д. Вместо этих необходимых условий человеческого становления утверждается культ поверхностных наслаждений, прагматической эффективности, эгоистического «успеха» (причём, по возможности, «успеха» мгновенного, как вспышка). «Два в одном!», «Ощути раз ницу!», «Полюби Себя!» - подобные навязчивые клише современной рекламы суть не просто эффектная выдумка её создателей; как умело запущенный поплавок, они обозначают куда более глубокие подспуд ные течения времени, в котором мы живём. В таких обстоятельствах с особой силой звучат для нас, нынешних, сказанные две тысячи лет назад слова апостола Павла: «...Не сообра зуйтесь с веком сим» (Рим. 12, 2). Обращаясь к этому высказыванию, Č.C. Аверинцев толковал мысль апостола применительно к услови ям нашей современности: «...Наша душа, наш дух не должны угодливо подлаживаться к духу времени, к наличному - и преходящему - состо янию мира»30. Христианская мысль, христианское отношение к жиз ни должны уметь там, где это необходимо, оказывать сопротивление времени; этим они свидетельствуют о себе как о духовной реальности. ...В каждом из Евангелий есть (даже буквально почти совпадающие) высказывания, в которых Господь настойчиво утверждает одну и ту же мысль: «Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Мф. 10, 39; ср.: Мф. 16, 25; Мр. 8, 35; Лк. 9,24; Лк. 17, 33; Ин. 12,25). И ещё: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13). И ещё: «Истинно, Аверинцев С.С. Будущее христианства в Европе. Опыт ориентации // Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь. С. 767. 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz