Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Малахов В. А. ния и слабости, но и их глубинную инаковость. При этом, чтобы наша толерантность к другому не оставалась только иллюзией, необходимо всерьёз задумываться и о том, как трудно этому другому быть толе­ рантным по отношению к нам самим. Во-вторых, один из важнейших аспектов учительного смысла стра­ дания видится в том, что оно раскрывает перед испытывающими его трудное и трудовое человеческое призвание, приобщает их к «изна­ чальной трудности бытия человека в мире»29. Напомню, что само рус­ ское слово «страдание» непосредственно связано со «страда»; «стра- дати» первоначально и означало «трудиться». Суровое божественное предначертание согрешившему Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19) знаменует водворение последнего в «мир дей­ ствия», где усилие, труд и страдание являются необходимыми взаи­ мосвязанными условиями поддержания и развития жизни. Тот, кто хочет в этом мире чего-то добиться, должен быть готов приложить для этого усилие, должен быть готов за это пострадать. Соответствен­ но, сострадание означает добровольную готовность разделить с ближ­ ними тяжесть их жизненной «страды», их усилия, их труд. В-третьих, наконец, страдание - это и необходимый момент вся­ кого духовного познания; как общее правило, мы поистине познаём, научаемся понимать и ценить то и только то, что мы выстрадали, чем «переболели». Возможно, разумеется, и познание чисто инструмен­ тальное, утилитарное, направленное, в конечном счёте, на подчине­ ние реальности нашим потребностям и наслаждениям. Однако такое «схватывающее», «завладевающее» познание, познание на уровне ов­ ладения опредёленными «ноу хау», при всей своей прагматической эффективности никогда не представляет нам вещи такими, каковы они подлинно суть. Нет, надо в известном смысле вещь от себя от­ пустить, пережить боль лишённости, чтобы постичь то, что мы утра­ тили; надо дать этой вещи самостоятельность, чтобы она явила нам собственную внутреннюю жизнь. Тем более это касается понимания других людей, наших ближних: надо прочувствовать и их самобыт­ ность, «инаковость», непохожесть на нас самих, надо уметь видеть и преодолевать болевые моменты в общении с ними, чтобы это обще­ ние становилось более адекватным и глубоким. Взгляд начальника на подчинённого, ценящий в последнем исполнительность и ищущий, как этой исполнительности добиться, - не лучший способ понять стоящего перед нами Другого, каков он есть «в себе и для себя», как сказал бы Гегель. Так что страдание (и именно страдание) нередко «учит» нас даже в буквальном смысле слова, т. е. предоставляет нам новые возможности -ч Нестеренко В. Г. Страдательность - нравственность - культура // Онтологічні проблемы культѵри : 36. наук, праць. - Кмів: Наукова думка, 1994. - С. 151. Воспользуюсь случаем, чтобы привлечь внимание читателя к содержащемуся в цитируемой работе глубокому анализу темы страдания в философско-этическом аспекте. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz