Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Проблема смысла страдания в контексте современного опыта Итак, во-первых, принципиально важно, что опыт страданий - раз­ умеется, страданий собственных - предстаёт для каждого как ничем иным не заменимая школа терпения, школа трезвости в понимании себя и собственных возможностей. Именно страдание свидетельству­ ет нам о реальности окружающего мира, оказывающего сопротивле­ ние нашим субъективным намерениям и притязаниям, о своеобразии межчеловеческих отношений, в упругом сплетении которых мы долж­ ны найти надлежащее место для себя, о собственной нашей грехов­ ности и несовершенстве. Подлинное страдание - это то, над чем ни­ кто не в состоянии возвыситься, да и притязать на такое возвышение было бы, по сути, проявлением гордыни (как уже упоминалось, в этом основной смысл полемики христианства со стоицизмом). Для всяко­ го человеческого существа страдание, ниспосылаемое Господом, - это сообщение неведомого, это доверенная ему тайна; не уважая эту тайну в себе, как могу я уважать её в других? Как могу считаться всерьёз с уязвимостью, физической и душевной хрупкостью других людей - тех, кто меня окружает? Нет, не презирать страдание, а терпеть его, полагаясь на помощь Божью, и извлекать из этого претерпевания необходимые жизненные и нравственные уроки - таков, по-видимому, правый путь человека страдающего. В нашем отношении к самим себе воспитываемая опытом страда­ ний терпеливость проявляется прежде всего в приятии собственной жизни как бесценного дара Божьего, в умении выносить любые тяготы и невзгоды, зачастую переполняющие её. Как писал Э. Левинас, «высшее испытание свободы - не смерть, а страдание»28. В памяти и в опыте современных поколений глубоко запечатлелась жестокость ситуаций, в которых сила страдания пере­ вешивает для измученного человека страх смерти. Незыблемой исти­ ной христианства остаётся, однако, благоговение перед дарованной Господом жизнью, какова бы она ни была. Возвращение людям вос­ приимчивости к позитивным ценностям жизни со всеми её радостями и горестями - думаю, одна из насущных задач искусства и культуры наших дней, осознающих свою духовную ответственность. Равным образом - если не более - существенно нравственное нача­ ло терпения в наших отношениях к другим, где оно непосредственно и проявляется как терпимость, толерантность, способность прощать. Не буду повторять в этой связи известные всем наставления Еванге­ лия; неоднократно уже упомянутый на предшествующих страницах опыт последнего столетия заставляет нас быть особенно бережными к людям, которые нас окружают, ценить в них начала света и добра, на какой бы почве они ни произрастали, терпеть не только их заблужде­ 28 Левинас Э. Тотальность и Бесконечное / / Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. - С. 238. 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz