Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Малахов В. А. момент моё сознание потускнеет». Я ответил: «Мы вот что сделаем. Я сейчас сяду рядом с тобой и мы будем разговаривать. Ты можешь мне рассказать про мать, про жену и детей, про свою ферму, про свои поля... будешь мне говорить о том, что сейчас наполняет твоё серд це. В какой-то момент ты начнёшь уставать, тебе станет утомительно разговаривать, но ты ещё сможешь на меня смотреть. Тогда я возьму тебя за руку, и ты возьмёшь меня за руку, и мы будем так сидеть. Ты будешь лежать, молча глядя на меня, и я буду тоже глядеть тебе в глаза. В какой-то момент ты ещё больше ослабеешь, глаза твои закроются, и тогда у нас будет одна точка соприкосновения: я буду изредка пожи мать твою руку, чтобы ты знал, что я тут, а ты в ответ будешь пожимать мою. Так постепенно мы пройдём через врата смерти». Мы сидели так час-другой. Изредка он пожимал мою руку: тут я или нет? В ответ я пожимал его руку: да, я тут. В какой-то момент его рука открылась: он умер. В тот день я остро ощутил, насколько важно, когда человек уми рает, ему не остаться в одиночестве - не в том смысле, чтобы вокруг него толпились люди, что-то делали, но чтобы умирающий чувство вал: он не одинок. Пока он слышит, видит, - всё хорошо. Но в какой-то момент у него возникает потребность чувствовать твою руку. Когда он пожмёт твою руку, нужно ответить, чтобы он знал, что ты здесь, и только тогда его оставить, когда он отпустит твою руку, перестанет дышать, то есть будет уже мёртв. Я не знаю, насколько это осуществимо в обстановке больницы или хосписа, но если это возможно... - это надо делать. Притом совер шенно не обязательно, чтобы это делал священник, - это может быть любой человек, кто готов передать умирающему сознание, что он не оставлен. Тогда в момент смерти он, отпуская твою руку, будет знать, что нет разлуки...»27 Такой вот простой рассказ одного из светочей христианской мысли нашего времени. ...Оглядываясь на пройденный путь в нашем исследовании феноме на человеческих страданий, можно, думается мне, с достаточной уве ренностью говорить о том, что и страдание как таковое, и даже сама, порой возмущающая нас, очевидная бессмысленность, абсурдность тех или иных конкретных его проявлений имеют для человека стра дающего некий высший учительный смысл. Опять-таки, не в наших возможностях раскрывать здесь этот смысл, хотя бы в основных его чертах, с притязанием на какую бы то ни было полноту. Однако в за вершение этого очерка хотелось бы привлечь внимание читателя, по крайней мере, к трём принципиальным аспектам значимости челове ческих страданий, особенно ярко выступающим на фоне нашей совре менности. 22 Антоний Сурожский, митрополит. «Друг друга тяготы носите». Беседа со священником Христофором Хиллом. Оксфорд, 27 мая 2001 года / / Церковь и время. - 2001. - № 4. - С. 49-50. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz