Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Малахов В. А. труднее, если уж она нас настигла, от неё отделаться. Пусть она не достаточно «эффективна» в смысле прямого воздействия - она про буждает скрытые ресурсы нашей души, делает нас более чуткими, от крывает в человеке дар слёз, о которых ещё преподобным Иоанном Лествичником было сказано, что «если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся»25. Да и того, на кого жалость направлена, она, вопреки упомянутому выше ницшеанско-советскому предрассудку, по неизвращённой ду ховной сути своей никак не «унижает», напротив, утверждает в его достоинстве и силах. Положа руку на сердце: кто из нас в минуту жиз ни трудную хотя бы раз не ощутил нужды в простой человеческой жалости? Человека же, не желающего или не способного нравственно поддержать других, недаром именуют безжалостным; надо признать, что последнее столетие немало потрудилось над тем, чтобы как раз последнему понятию придать несвойственный ему положительный смысл, да только язык не обманешь. И всё же, наблюдая страдание ближних, естественно испытывать желание им реально помочь. Перечислить и классифицировать воз можные пути и способы такой помощи, разумеется, невозможно, да и никакой необходимости в этом нет. Упомяну в этой связи лишь одну характерную, часто встречающуюся ситуацию, когда в наших силах, сколь бы ни были они скудны, оказывается сделать то, что может су щественно облегчить положение страдающего поблизости человека. Я имею в виду простую заботу о том, чтобы не оставлять человека на едине с его страданием. Если задаться вопросом о том, чем отличается собственно страда ние от боли, да и разного рода неприятных человеческих ощущений вообще, трудно пройти мимо следующей констатации: подлинное страдание всегда включает в себя предвосхищение будущего, овладе вающий чувствами страх перед тем, что по-настоящему невыносимое ещё впереди и вот-вот наступит. Вот как раскрывает эту подоплёку человеческого страдания Левинас: «Мы не просто познаём страдание как неприятное ощущение... Вся острота страдания обусловлена не возможностью его избежать... Невозможность отступить назад. Здесь будущее отрицание воли в состоянии страха, неизбежность того, что не подчиняется силе, включается в настоящее, здесь мной завладевает «иное»... Но при этом превращении «я» в вещь мы ещё присутству ем; становясь вещью, мы не овеществляемся полностью... Страдание двусмысленно: зло в настоящем уже воздействует на «для-себя» воли, однако для сознания зло ещё в будущем»26. 25 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. - СПб., 19%. - С. 87. 2h Левинас Э. Тотальность и Бесконечное // Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. - М.; СПб., 2000. - С. 237-238. 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz