Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Проблема смысла страдания в контексте современного опыта «Сердце мудрых - в доме плача » (Еккл. 7, 4); именно сострадание, по­ буждающее нас облегчать страдания наших ближних, делить с ними их заботы и труды, носить их «бремена» (Гал. 6, 2), создаёт в челове­ честве ту реальную нравственную связь, без которой вся проповедь «высокой» морали зачастую, следует опасаться, выглядела бы пустой болтовнёй. В этом смысле, по словам князя Мышкина у Достоевско­ го, «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный за­ кон бытия всего человечества»22. И евангельская жертвенная любовь к ближнему, заповеданная нам Христом, по сути своей, как нетрудно убедиться, начинается именно с сострадания - хотя, укрепляясь и раз­ виваясь в сердце человеческом, она и способна порою достигать вы­ сот, обычному состраданию ещё неведомых. Наряду с состраданием наш язык и наше сознание неспроста выдви­ гают понятие жалости. Следует уяснить, что сострадание и жалость - переживания не тождественные. Если сострадание, как уже упомина­ лось, есть чувство активное, побуждающее того, кто его испытывает, к действенной помощи ближним, то жалость, как правило, охватывает нас именно тогда, когда, сочувствуя чьим-либо страданиям, симпати­ зируя, сопереживая кому-либо, мы, тем не менее, реально не можем ему помочь. Так нам может быть жалко хорошего человека, страдающего неизлечимой болезнью, девушку, увядающую в одиночестве, просяще­ го милостыню ребёнка... С «подачи» Максима Горького, обуреваемого ницшеанством, в отечественной культуре советского периода укоре­ нилось жестокое представление о том, что жалость, мол, «унижает человека». Однако в традиционном нравственном мире Руси, равно как и в церковном опыте православного человека, жалость - понятие почитаемое. «Жалеть - значит любить», - гласит известная русская пословица. Именно жалость, просветлённая радостным умилением и любовью, выступает своего рода нравственной доминантой культа особо почитавшихся ещё в Киевской Руси святых страстотерпцев Бо­ риса и Глеба. «Человеческую слабость, жалостную беззащитность»23 юных князей - отнюдь не умаляющую величие их духовного подвига - отмечает такой тонкий знаток древнерусской агиографии, как Г. П. Федотов. Именно святые Борис и Глеб, - указывает в этой связи Г.П. Федотов, - «создали на Руси особый... чин «страстотерпцев» - са­ мый парадоксальный чин русских святых»24. Да, чувство жалости не предполагает, что человек, его испытыва­ ющий, окажет реальную помощь тем, кого он жалеет. Однако само­ го этого человека - всякого, способного её изведать, - жалость пре­ ображает внутренне. Её трудно искусственно вызвать в себе, но ещё 22 Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. - В 30 т. - Д.: Наука, АО, 1973. - Т. 8. - С. 192. : Федотов Г.П. Святые древней Руси (Х-ХѴІІ ст.). - 4-е изд. - Paris, 1989. - С. 25. •4 Там же. - С. 30. См. также скромную работу автора этих строк: Малахов В А. Сказания про Бориса і Гліба: тема жалості // Несторівські студіі: Книга та книжність в духовній культурі Киівськоі Русі. - Киів, 2008. - С. 44-53. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz