Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Малахов В. А. смыслом, в истоках своих вытекающих из Божьего Промысла, но обя­ зательно несущих на себе отпечаток его, человека, собственной вну­ тренней устремлённости основополагающих ценностей его бытия. И, например, вспоминая трагическую гибель АПРК «Курск», де­ сять лет назад потрясшую Россию и мир и до сих пор отзывающую­ ся незатухающей болью в сердцах родных и друзей погибших моря­ ков, не следует, мне кажется, усматривать в произошедшем какой-то специальный замысел Божий, реализованный столь страшной ценою безвинных человеческих жертв. Реалистичнее и, быть может, благо­ честивее допустить изначальную бессмысленность случившегося как следствия цепи тех или иных ошибок или горестного стечения обсто­ ятельств, бессмысленность, побудившую многих и многих людей при­ ложить усилия, дабы этот смысловой вакуум заполнить. Заполнить его обновлённым чувством солидарности перед лицом общей беды, деятельным состраданием к потерпевшим, возрождением веры и па­ триотизма. Сегодня уже можно утверждать с уверенностью, что тра­ гедия, о которой идёт речь, сыграла свою роль в консолидации рос­ сийского общества, в возврате к нравственным ценностям, казалось бы, окончательно дискредитированным на торжище «лихих 90-х». Важно, однако, помнить, что всё могло сложиться и иначе - и хра­ нить благодарность людям, оказавшимся способными откликнуться на приключившееся несчастье по-человечески. И если «всё происхо­ дящее с нами есть не что иное, как уроки воспитания от нашего Не­ бесного Отца»20, то уроки эти, как у действительно хорошего педагога, менее всего напоминают механическое натаскивание на «правиль­ ный» ответ: уважая в нас дарованную Им же свободу, Господь ценит и оценивает наши самостоятельные решения, споспешествует нам в творческом взыскании смысла, возможном лишь как восстание про­ тив видимой бессмыслицы бытия, бессмысленности и нестерпимости (для нас) страданий наших ближних. В одном из своих интервью митрополит Антоний Сурожский с неодобрением отозвался о некоем настоятеле монастыря, который, узнав о том, что приведенные в монастырь дети-сироты по неведе­ нию не соблюдали пост в течение трёх дней, не допустил никого из них к Причастию, сказав: «Запомните, дети: у Бога ничего просто так не бывает»21. Продолжая, как представляется, мысль владыки, хоте­ лось бы сказать: как раз у Бога-то, быть может, «просто так» и бывает: «просто так» и «за так», сверх всякой меры - и любви, и благодати, и радости, и страданий тоже. А вот как принять этот дар и как им рас­ порядиться - это уже проблема человеческая, наша. Однако вернёмся к ситуации человека, присутствующего при стра­ дании своего ближнего, страдании, о котором, как мы уже видели, 20 Митрофан (Баданин), игумен. Неугасимая лампада «Курска». К десятилетию событий 12 августа 2000 года. - СПб.; Мурманск, 2010.- С . 89. 21 Антоний Сурожский, митрополит. «Берегитесь, братья мои, священники!» // Церковь и время. - 1999. - № 2. - С. 57. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz