Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Малахов В. А. смыслом, в истоках своих вытекающих из Божьего Промысла, но обя зательно несущих на себе отпечаток его, человека, собственной вну тренней устремлённости основополагающих ценностей его бытия. И, например, вспоминая трагическую гибель АПРК «Курск», де сять лет назад потрясшую Россию и мир и до сих пор отзывающую ся незатухающей болью в сердцах родных и друзей погибших моря ков, не следует, мне кажется, усматривать в произошедшем какой-то специальный замысел Божий, реализованный столь страшной ценою безвинных человеческих жертв. Реалистичнее и, быть может, благо честивее допустить изначальную бессмысленность случившегося как следствия цепи тех или иных ошибок или горестного стечения обсто ятельств, бессмысленность, побудившую многих и многих людей при ложить усилия, дабы этот смысловой вакуум заполнить. Заполнить его обновлённым чувством солидарности перед лицом общей беды, деятельным состраданием к потерпевшим, возрождением веры и па триотизма. Сегодня уже можно утверждать с уверенностью, что тра гедия, о которой идёт речь, сыграла свою роль в консолидации рос сийского общества, в возврате к нравственным ценностям, казалось бы, окончательно дискредитированным на торжище «лихих 90-х». Важно, однако, помнить, что всё могло сложиться и иначе - и хра нить благодарность людям, оказавшимся способными откликнуться на приключившееся несчастье по-человечески. И если «всё происхо дящее с нами есть не что иное, как уроки воспитания от нашего Не бесного Отца»20, то уроки эти, как у действительно хорошего педагога, менее всего напоминают механическое натаскивание на «правиль ный» ответ: уважая в нас дарованную Им же свободу, Господь ценит и оценивает наши самостоятельные решения, споспешествует нам в творческом взыскании смысла, возможном лишь как восстание про тив видимой бессмыслицы бытия, бессмысленности и нестерпимости (для нас) страданий наших ближних. В одном из своих интервью митрополит Антоний Сурожский с неодобрением отозвался о некоем настоятеле монастыря, который, узнав о том, что приведенные в монастырь дети-сироты по неведе нию не соблюдали пост в течение трёх дней, не допустил никого из них к Причастию, сказав: «Запомните, дети: у Бога ничего просто так не бывает»21. Продолжая, как представляется, мысль владыки, хоте лось бы сказать: как раз у Бога-то, быть может, «просто так» и бывает: «просто так» и «за так», сверх всякой меры - и любви, и благодати, и радости, и страданий тоже. А вот как принять этот дар и как им рас порядиться - это уже проблема человеческая, наша. Однако вернёмся к ситуации человека, присутствующего при стра дании своего ближнего, страдании, о котором, как мы уже видели, 20 Митрофан (Баданин), игумен. Неугасимая лампада «Курска». К десятилетию событий 12 августа 2000 года. - СПб.; Мурманск, 2010.- С . 89. 21 Антоний Сурожский, митрополит. «Берегитесь, братья мои, священники!» // Церковь и время. - 1999. - № 2. - С. 57. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz