Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Проблема смысла страдания в контексте современного опыта зе чувствований Митеньки Карамазова просто, нераздельно и убеди тельно, формируя своего рода целостный образ жизни, преодолеваю щий беспричинность и бессмысленность чужого страдания («Отчего бедно дитё?»18) осмысленным приятием страдания собственного. Об раз этот, надо сказать, доселе сохраняет свою неотразимую привлека тельность для русской православной культуры. Разумеется, хочется верить, что в мире Божьем всё имеет свой смысл. Но если так, то, быть может, имеет свой смысл и очевидная бессмыслица, и, в частности, явно лишённые смысла человеческие страдания также ниспосылаются нам не случайно? Ещё представители святоотеческой традиции неоднократно указы вали, что сама богооставленность может приобретать для человека спасительное и промыслительное значение. Вчастности, прп. Максим Исповедник, различая четыре вида богооставленности (богооставлен ность домостроительная, ради испытания, ради отеческого назида ния и в силу отпадения от Бога), заключает их рассмотрение выводом о том, что все они «спасительны и преисполнены Божией Благости и Премудрости»19. Почему не помыслить то же самое и о видимой бес смысленности тех или иных испытываемых людьми страданий? Не со держит ли она в себе своего рода метасмысл - смысл высшего поряд ка, прообразующий сам характер задач, встающих перед человеком на его жизненном пути? Напомню, что человек, согласно христианскому воззрению, есть су щество, обладающее свободой воли. Наивно было бы полагать, буд то всё в его поведении фактически предопределено свыше. Это не так, потому-то он и должен нести ответственность за преступления, ошибки и глупости, совершённые по собственной воле. Однако где есть свобода, там вся полнота смысла не может быть предположена заранее: Господь по Своей благости оставляет человеку простор для его собственного смыслотворчества, более или менее совершенно го, доброго или дурного, - оставляет, если позволительно так выра зиться, своеобразные зоны бессмысленности, которые мы призваны заполнить собственными помыслами и делами, за каковые и несём ответственность. Так что поистине нет оснований «инкриминировать» Богу злодея ния и ошибки, совершённые людьми, недостойно распорядившимися собственной свободой, - сколь бы ужасающи эти злодеяния ни были. Как свободное существо, человек сам должен отвечать перед Богом и людьми за свои поступки, сам - с упованием на помощь Божию - преодолевать затруднения, вытекающие из последствий собствен ных действий, сам - наполнять свою жизнь и деятельность искомым IN Там же. |ѵ Максим Исповедник. Главы о любви // Максим Исповедник. Творения. Кн. 1. Аскетические и богословские трактаты. - М., 1993.- С . 144-145,295-296. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz