Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.
Малахов В. А. Прибытие новой партии заключенных в Освенцим (Auschwitz). На заднем плане узнаваемые главные воро та комплекса немецких концлагерей Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau). ВОсвенциме в 1940—1945 го дах было уничтожено от 1,1 до 1,6 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи иметь человеческое существо, о чрезмерных, поистине бессмыслен ных мучениях, которые не красят и не умудряют личность, а разру шают её, объективно делают её хуже - более жестокой и злобной, чем она была бы без них. Увы, не только телесное, но и духовное существо человека зачастую может быть разрушено, сломлено посредством тех же физических страданий, например, в пыточной камере, когда за дело берутся умелые палачи4, - где уж тут искать созидательный смысл причиняемых мук! Повторяю, перед самими собой мы можем ставить «героическую» задачу одолеть любое страдание, выдержать любую пытку - но мы не вправе, исходя именно из нравственных со ображений, требовать подобной несгибаемости от других. Ибо чело век хрупок, уязвим, и, любя своих ближних, каковы они есть, следует уважать и эту их уязвимость: быть может, в этом - один из основных нравственных уроков истекшего столетия. Как бы то ни было, наличие в опыте современного человека страданий «избыточных», разруши тельных, бессмысленных - факт, который мы нравственно вынуждены признать. Однако какие выводы должны мы из признания этого факта сделать - как христиане и как люди с совестью, восприимчивые к про блемам и горестям своего времени? Левинас, как мы помним, строго различал «моё страдание» и «страда ние другого». Это различение восходит к одному из важнейших прин- 4 См., напр., поразительное по искренности тона и нравственной точности описание изменяющегося самоощущения человека под пытками: Амери Ж. Пытки // За гранью понимания (богословы и философы о Холокосте). - Киев, 2003. - С. 142-167. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz