Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : сборник статей : [по материалам историко-богословской конференции «Третьи Феодоритовские чтения» / под редакцией митрополита Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Издательство Мурманской епархии, 2020. - 387, [2] с. : ил., портр., факс.

Малахов В. А. дабы способствовать вразумлению человека и спасению его души; что страдание, таким об­ разом, никогда не может быть ниспослано нам «сверх меры». Поэтому роптать на страдание нельзя; признавая его неслучайность, его уко­ ренённость в Божьем Промысле, надлежит выносить его со смирением, настойчиво по­ стигать и реализовывать его смысл. В отличие от древнего и новейшего стоицизма, христи­ анство всегда учило не презирать страдание, а воспринимать его как определённый жиз­ ненный урок. Утверждение принципиальной осмысленности страданий - общая позиция христианской философско-богословской мыс­ ли вплоть до наших дней, позиция, вошедшая, как говорится, в плоть и кровь православной культуры, православного понимания челове­ ческой жизни. И здесь я вовсе не хотел бы сму­ щать тех, кого означенная позиция удовлетво­ ряет вполне, так что никаких вопросов более не остаётся. Тем не менее, непосредственное нравствен­ ное чувство (которое, вообще говоря, редко ошибается, хотя зачастую может быть преврат­ но истолковано) нередко говорит нам имен­ но о бессмысленности, абсурдности, напрас- ности тех или иных человеческих страданий. Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащитное человеческое существо, напри­ мер, ребёнок, упомянутое непосредственное чувство наверняка подскажет нам, что в этот самый момент уместнее не читать ему наставления о смысле переносимых им мучений, а по­ пытаться его от них избавить. Разумеется, ребёнок - если перед нами ребёнок - может страдать и оттого, что его некто наказывает и, пред­ положим, наказывает по заслугам. Всё равно, даже если мы знаем или догадываемся об этом, факт нестерпимости чужих страданий должен оставаться для нас, как людей с совестью, изначальным, определяю­ щим. Как люди с совестью, мы поймём, почувствуем, что даже в слу­ чае страданий, по-видимому, вполне заслуженных, как-то нехорошо, не «по-Божески» обращаться к страдающему существу с увещаниями типа: «Пострадай, пострадай! Всё правильно! Авось твои страдания тебя чему-нибудь да научат!». Тем более - а таких случаев, согласитесь, в жизни немало, - когда вопрос о том, за что же и во имя чего стра­ дает тот или иной человек рядом с нами, остаётся для нас самих без Когда мы видим, как рядом с нами мучается беззащит­ ное человеческое существо, например, ребёнок, непо­ средственное чувство на­ верняка подскажет нам, что в этот самый момент умест­ нее не читать ему наставле­ ния о смысле переносимых им мучений, а попытаться его от них избавить. Факт нестерпимости чужих стра­ даний должен оставаться для нас, как людей с сове­ стью, изначальным, опре­ деляющим 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz